Женщина в исламе и в христианстве
18.01.2017
3116 просмотров
Авторы "Меньше ада"
При сопоставлении высказываний Иисуса Христа и Мухаммеда о женщинах в глаза сразу бросаются две фундаментальные разницы: Иисус очень высокого мнения о женщинах, но при этом нисколько не заинтересован в обсуждении брачных отношений, физиологических деталей сексуальной жизни и т.п.; для Мухаммеда же, напротив, женщины – не особенно ценные создания, единственное назначение которых – угождать своему господину и повелителю, заниматься хозяйством и постоянно рожать. При этом физиологическим подробностям брака и секса и в Коране, и в хадисах уделяется огромное внимание. Следует подчеркнуть, что в Коране Мухаммед называется идеальным образцом для подражания (Коран 33:21).

Среди людей, далеких от христианства, бытует мнение, что христианство дискриминирует и угнетает женщин. Безусловно, некоторые средневековые и современные практики отдельных деноминаций можно охарактеризовать как принижение роли женщины (по сравнению с мужчиной). Но в самом первоисточнике христианства, в Новом Завете, ничего подобного нет. Идею о том, что церковь жестко подавила некое "священное женское начало", принес в массы Дэн Браун со своим "Кодом да Винчи". Здесь необходимо заметить, что разоблачительные книги на эту тему опубликовали даже историки-атеисты (включая небезызвестных Барта Эрмана и Доминика Кроссана). Книга Эрмана "Тайны Иисуса и Марии Магдалины" переведена на русский, и является последовательным и убедительным разоблачением всех домыслов Брауна – от идеи о том, что Иисус мог состоять в каких-либо плотских отношениях, до утверждений о том, что женоненавистники в ранней церкви загубили на корню "священное женское начало" (в то время как гностики, якобы, только и были заняты поклонением этому "началу"). Эрман отлично разъясняет реальное положение женщин во времена Христа, настоящие верования гностиков, и в необъективности его никак нельзя заподозрить, ведь он атеист.

Активная сексуальная жизнь Мухаммеда отражена не только в хадисах, но и в самом Коране. Исламские исследователи расходятся во мнениях, сколько именно жен было у пророка, от 15 до 23. Надёжные сведения сохранились об одиннадцати женах Мухаммеда, старшей из которых, Хадидже, было сорок лет на момент заключения брака, а самой младшей, Аише, всего шесть. У Мухаммеда также были наложницы.

Итак, во время служения Христа женщины (в равной степени иудейки и эллинки) считаются существами третьего сорта. Иудеи-мужчины возносят благодарности Богу за то, что Он не создал их женщинами. Сам Бог, однако, имеет другую точку зрения на этот вопрос. Иисус не только запросто общается с социальными изгоями женского рода (включая женщин сомнительной репутации, "ритуально нечистых" и язычниц), но и скандализирует публику заверениями в том, что эти несчастные тётки окажутся в Раю раньше законников. Для сравнения, по мнению Мухаммеда, большинство обитателей Ада – женщины, а "распутство одной женщины-развратницы подобно распутству тысячи развратников-мужчин".

Главными действующими лицами некоторых притч Иисус делает женщин. Очевидно, не для того, чтобы потроллить фарисеев (так как притчи касаются темы спасительной деятельности Бога), а чтобы женская часть аудитории не чувствовала себя обойденной. В 13-й главе Евангелия от Луки Иисус делает вообще неслыханную вещь: прерывает проповедь, чтобы подозвать сгорбленную женщину (женщины должны были сидеть отдельно, позади мужчин), дабы исцелить ее в субботу (!), да еще и уличить законников в том, что они считают женщину хуже животного (!). Иногда Иисусу приходилось защищать женщин не только от фарисеев (Лука 7:44), но и от критики собственных последователей (Иоанн 12:7). Защищал ли женщин Мухаммед? Напротив, скорее, женщин необходимо было защищать и от него, и от его последователей. Аллах дал Мухаммеду особое благословение – иметь столько жен и наложниц, сколько ему захочется. Благодаря военным действиям недостатка в пленницах у пророка не было. Мухаммеду даже было позволено жениться на жене своего приемного сына, а его последователям разрешено брать в наложницы замужних пленниц.

О Пророк! Мы сделали для тебя дозволенными твоих жен, которым ты уплатил их вознаграждение, и невольниц, которыми овладела твоя десница и которыми Аллах одарил тебя, а также дочерей твоих дядей со стороны отца, дочерей твоих теток со стороны отца, дочерей твоих дядей со стороны матери, дочерей твоих теток со стороны матери, которые переселились вместе с тобой, а также любую верующую женщину, которая подарит себя Пророку, если Пророк захочет жениться на ней. Последнее дозволено только тебе, но не другим верующим. Мы знаем, что Мы предписали им относительно их жен и невольниц, которыми овладели их десницы. Тебе сделаны исключения для того, чтобы ты не испытывал никакого стеснения. (Коран 33:50)
Мы женили тебя на ней, чтобы верующие не испытывали никакого стеснения в отношении жен своих приемных сыновей после того, как те удовлетворят с ними свое желание. (Коран 33:37)
И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (если только они не стали вашими невольницами). (Коран 4:24)

Рядовым мусульманам дозволено иметь до четырёх жен (в противоположность "будут двое одной плотью" (Матфей 19:6). Жён разрешается бить, а вступать в сексуальный контакт с ними можно когда и как угодно, и очевидно, согласие жен для этого не требуется.
Если вы боитесь, что не будете справедливы к сиротам, то женитесь на других женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы к ним, то довольствуйтесь одной или невольницами, которыми овладели ваши десницы. (Коран 4:3)
Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. (Коран 4:34)
Ваши жены являются пашней для вас. Приходите же на вашу пашню, когда и как пожелаете. (Коран 2:223)

Любопытно, что взгляды Иисуса Христа и Мухаммеда на интимную жизнь в раю кардинально отличаются. На один и тот же вопрос – с кем женщина будет в раю, если при жизни она была женой нескольких мужчин, Христос отвечает, что в воскресении не женятся и не выходят замуж (Матфей 22:30, Марк 12:25), однако Мухаммед заверяет, что женщина будет с последним её мужем (хадис Умм ад-Дарды, которая ссылается на пророка и подкрепляется сообщениями от сподвижников Хузайфы и Асмы. См. "Суаль уа джауаб" № 8068.) Аиша также сообщила, что Мухаммед сказал: "Женщина будет женой последнего мужа".Более того, по версии Мухаммеда, в раю люди вступают в интимные отношения, и неженатых там нет. Все подробности сексуальной жизни в раю описываются в хадисах, но и Коран это подтверждает. Женщинам полагается лишь один муж, однако мужчин, помимо "человеческих" жен, ждет множество прекрасных райских гурий. Удивительно, но в соответствии с исламскими воззрениями, все обитатели рая вечно пребывают в одном и том же возрасте – 33 года.

У них там будут очищенные супруги, и они пребудут там вечно. (Коран 2:25)
Для тех, кто богобоязнен, у Господа есть Райские сады, в которых текут реки, и в которых они пребудут вечно, а также очищенные супруги и довольство от Аллаха. (Коран 3:15)
У них там будут очищенные супруги. (Коран 4:57)
Возле них будут гурии, потупляющие взоры, большеглазые, подобные оберегаемому яйцу. (Коран 37:48-49)
Рядом с ними будут сверстницы с потупленными взорами. (Коран 38:52)
Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми девами. (Коран 44:54)
Они будут, прислонившись, возлежать на ложах, выстроенных в ряд, и Мы сочетаем их с черноокими, большеглазыми гуриями. (Коран 52:20)
Там есть девы хорошие, прекрасные. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они - черноокие и большеглазые, удерживаемые в шатрах. С ними прежде не имели близости ни человек, ни джинн. (Коран 55:70-72)
Там будут девы, потупляющие взоры, с которыми прежде не имели близости ни человек, ни джинн. Какую же из милостей вашего Господа вы считаете ложью? Они подобны рубинам и кораллам. (Коран 55:56-58)
Их женами будут черноокие, большеглазые девы, подобные сокрытым жемчужинам. (Коран 56:22-23)
Мы сотворим их заново и сделаем их девственницами, любящими и равными по возрасту. (Коран 56:35-37)
Райские сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и полные чаши. (Коран 78:32-34)

Удивительно отличаются взгляды Иисуса и Мухаммеда на развод. Если Христос считает, что "кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует" (Матфей 5:32), то Мухаммед считает, что разводиться можно, причем после третьего развода с той же самой женой она должна побыть замужем и развестись с другим мужчиной:
Если он развелся с ней в третий раз, то ему недозволено жениться на ней, пока она не выйдет замуж за другого. И если тот разведется с ней, то они не совершат греха, если воссоединятся, полагая, что они смогут соблюсти ограничения Аллаха. (Коран 2:230)

Иисус всегда находил время лично посетить всех ищущих его помощи, включая самых, так сказать, малоценных, иной раз даже мертвых представительниц женского пола (Лука 8:49). Последователи же Мухаммеда получили предписание Аллаха не беспокоить пророка разговорами и визитами:
О те, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, но не дожидайтесь ее приготовления (не приходите заранее). Если же вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь и не усаживайтесь для разговоров. Этим вы причиняете неудобство Пророку. Он стыдится вас, но Аллах не стыдится истины. (Коран 33:53)

Насколько ценными были женщины в глазах Мухаммеда? Один из стихов Корана предполагает, что отсутствие веры в Судный день – такое же святотатство, как оскорбить ангела (в контексте явно существо мужского рода), назвав его женщиной:
Воистину, те, которые не веруют в Последнюю жизнь, называют ангелов женщинами. (Коран 53:27)

Коран утверждает, что при разделе наследства мужчинам должна доставаться доля в два раза больше, чем женщинам. С разделом наследства связана одна из самых курьезных математических ошибок книги.
Аллах заповедует вам относительно ваших детей: мужчине достается доля, равная доле двух женщин. (Коран 4:11)
Если же они являются братьями и сестрами, то мужчине принадлежит доля, равная доле двух женщин. (Коран 4:176)

Интересно, что Иисус Христос вообще не интересовался такими приземленными вещами, как раздел наследства (Лука 12:13). Зато Иисус сделал женщину первой свидетельницей своего Воскресения (Иоанн 20:15). В то время как Мухаммед не считал свидетельство женщин надежным – один свидетель-мужчина по Корану равен двум женщинам (подразумевается, что мужчина не может ошибаться по умолчанию):
В качестве свидетелей призовите двух мужчин из вашего числа. Если не будет двух мужчин, то одного мужчину и двух женщин, которых вы согласны признать свидетелями, и если одна из них ошибется, то другая напомнит ей. (Коран 2:282)

 Зато женщинам Мухаммеда в Коране полагается двойное наказание за грехи:
О жены Пророка! Если кто из вас совершит явную мерзость, то ее мучения будут удвоены. Это для Аллаха легко. (Коран 33:30)

Иисус Христос никогда не комментировал внешний вид своих последовательниц и не давал им предписаний сидеть дома и заниматься хозяйством (напротив, считал, что и для женщин есть дела поважнее, чем домашние хлопоты – Лука 10:41). Коран же предписывает женщинам максимально закрытую форму одежды (хиджаб), а следующий стих дает право мужьям-мусульманам запрещать женам выходить из дома:
Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества, совершайте намаз, раздавайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. (Коран 33:33)

Эти сравнения можно продолжать бесконечно, но они неизменно останутся диаметрально противоположными. Напоследок приведу одно драматическое различие. Как известно, Иисус однажды спас прелюбодейку от побивания камнями (Иоанн 8:4), но в аналогичной ситуации (Муслим 17, 4206) Мухаммед сделал нечто поистине невероятное: когда прелюбодейка сама пришла к нему с повинной, Мухаммед сначала дал ей отсрочку для вынашивания зачатого в прелюбодеянии ребенка; затем дал отсрочку на выкармливание ребенка грудью. А затем приказал забросать несчастную камнями. Это, к сожалению, не только лишь один из многих подобных случаев в практике Мухаммеда, но и основа для соответствующей казни в современном шариате.

Разумеется, различие между христианством и исламом заключается не только в разном отношении к женщинам основателей двух религий. Фундаментальное различие состоит во взаимоисключающих пониманиях сущности, личности, миссии и полномочий Иисуса Христа, но это тема для отдельного рассказа.

Предыдущая статья на тему: Хиджаб и благочестие: взгляд христианки из Ирана