Атеисты и псевдоправославные
07.10.2014
6864 просмотра
Дарья Косинцева

Кто лучше – убежденный атеист или псевдоправославный? Тот, кто ругает патриарха, или тот, кто ходит в церковь два раза в год, но при этом берет взятки и содержит любовницу? Тот, кто презрительно отзывается о «хлюпике Христе», или тот, кто говорит, что Христос – просто «один из великих учителей человечества» вроде Толстого? Попробую ответить на этот вопрос.

Недавно у одного умного человека наткнулась на интересную классификацию атеистов. Грубо говоря, атеисты были поделены на три условные группы: настоящие атеисты, пофигисты и «псевдохристиане». Автор делает выводы, что реальный-то разговор возможен только с воинствующим атеистом. Атеист честен, у него есть принципы, он настойчиво ищет истину (а значит, если верить Евангелию, рано или поздно обрящет). Недаром так много «хороших атеистов». А вот с пофигистами и недохристианами бывает гораздо сложнее.

Мой жизненный опыт абсолютно подтверждает этот вывод. На самом деле, вероятность того, что убежденный атеист станет верующим, гораздо больше, чем вероятность того, что настоящим верующим станет «православный для галки». То есть если человек отказывается креститься, или троллит христиан, или презрительно бурчит что-то на жадных попов – в общем, находится в оппозиции, то вы хотя бы с ним на одном поле. Вы можете дискутировать в интернете или встречаться с ним за чайком, вести бурные споры и философские беседы. Ясно одно – это человек к теме Бога неравнодушен. Он неравнодушен гораздо больше любого из тех, кто повесил в машину иконку и успокоился. Такой «верующий» ходит в церковь раз в год на Пасху, а в остальное время живет «как все» (батюшки иронично называют таких своих прихожан – «захожане»).

Помню, как сложно говорить мне было с родственниками, когда они охали на тему, как же у меня некрещеный муж (когда он еще был некрещеным), и дальше самозабвенно предавались осуждению. Логика «захожанина» очень простая: главное, шоб был крещен и иконка чтобы стояла, а там хоть трава не расти. Поднимать какие-то серьезные темы о грехах, страстях, смирении на этой почве очень сложно – это все равно, что пытаться построить дачку на болоте.

Подумайте – ведь в этом свете понятно становится знаменитое «лучше бы ты был холоден или горяч»! Приведу полностью цитату: «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тёпл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды'; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть».

«Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг» – ведь это именно про «формальных верующих»! Как я уже сказала, дискутировать с ними о спасении души сложновато: они же уверены, что и так стали «духовно богаты», освятив машину и квартиру.

И, конечно же, как тут не вспомнить про современных фарисеев, таких праведных и хорошо погруженных в тему православных, что они совсем умудряются забыть про смирение и прощение.

С «далекими от всего этого» людьми тоже очень сложно. Я живо представляю, как мы часами общаемся с друганами-атеистами, но не могу представить, как я вообще заикнусь про Бога в компании моих однокурсниц: это будет абсолютно не в тему и встретит только недоуменный взгляд. То есть у нас с ними просто нет общего языка, на котором можно было бы начать говорить о Боге (неважно, за или против Бога).

Еще замечательный вариант – носители некоей размытой духовности, где христианство уютно уживается с гороскопами, эзотерикой и восточной практикой. Отделить в этой куче зёрна от плевел гораздо сложнее, чем разубедить отъявленного атеиста. Ведь человек искренне уверен, что все религии несут единый свет и истину (ну и гороскопы, само собой), а учение церкви – оно просто несколько узкое, хотя и правильное по-своему.

На этом фоне принципиальный, честный атеист, открыто ругающий Бога, – просто находка для миссионера! Он сопротивляется, как мрамор сопротивляется скульптору, зато из него может получиться действительно прекрасный христианин. Он в теме, ему интересно, он готов читать тематическую литературу, его интересуют (анти)христианские мотивы в кино, и он спорит про Бога до 4-х утра. Такой атеисткой я когда-то и была – и вот, сижу пишу христианский бложик :)

Филип Янси в книге «Молитва» приводит вот такую современную притчу:
«Капеллан хосписа рассказал историю: его позвал пациент, пребывающий в крайнем отчаянии. Больного, у которого была последняя стадия рака, мучило сильнейшее чувство вины: всю прошлую ночь он неистово бранился с Богом. Наутро он ужаснулся: он был уверен, что теперь у него нет ни единого шанса обрести вечную жизнь – разве Бог простит ему оскорбления и проклятия? Священник задал больному вопрос:
– Как вы думаете, что является полной противоположностью любви?
– Ненависть, - ответил пациент.
Священник улыбнулся в ответ:
– Нет, вы ошибаетесь. Противоположность любви – РАВНОДУШИЕ. Вы неравнодушны к Богу, иначе вы не провели бы целую ночь, изливая Ему свою душу».