Атеисты против верующих
26.02.2014
5935 просмотров
Дарья Косинцева

Когда я начинала писать этот блог, мне было очень грустно и одиноко. Я почувствовала, что совершенно не вписываюсь больше в свою привычную хипстерскую тусовку. Все верующие, кроме меня, представлялись мне казаками с бородой наперевес и иконкой Путина на груди. Я, конечно, знала, что есть и несколько других, но они как правило где-то далеко и их исчезающе мало. 

И я просто начала писать свои мысли в пустоту, с некоторой надеждой, что эти постики заставят задуматься моих умненьких и обаятельных друзей-атеистов и когда-нибудь в далекой перспективе сделают из них тех христиан, о которых я мечтала: современных, критически мыслящих и при этом знающих цель и смысл жизни.

И вот прошло несколько месяцев, и для меня появилось две новости: хорошая и плохая. Начну с хорошей. Я поняла, что таких верующих, как я, – полно. Они слушают "Нирвану" и играют на электрогитаре (в том числе и священники). Они знают интернет-мемы и историю культуры, умеют отменно троллить и дискутировать (вопреки желанию атеистов записать их всех в недочеловеки и быдло без критического мышления). Они работают менеджерами, финансистами, журналистами и физиками-ядерщиками. Они участвуют в митингах и критикуют всякую околохристианскую ересь. Они – ничем не хуже атеистов, да многие из них и есть выходцы из каких-то атеистических, эзотерических, политических тусовок. Они просто в свое время эти тусовки переросли.

А теперь плохая новость. Я поняла, что моя любимая либеральная тусовка совсем не так няшна, как я ее представляла. В этом бложике мои атеистические друзья с удовольствием лайкают критику «неправильного православия», но стоит мне только что-то написать про атеизм и демшизу – я слышу, что я заносчивый и упертый радикальный неофит. Конечно, атеистам легко радоваться, когда я говорю про проблемы православных, а когда указываю на проблемы атеистов в той же ситуации – у них сразу срабатывает защитный рефлекс. Ведь они, конечно же, во всем правы. Виноватыми и неправыми могут быть только православные. На этом диалог заканчивается. Не стоит потом удивляться, что православные тоже этого диалога не очень жаждут. 

В начале истории этого блога я была уверена, что проблема только в православных, закрытых и не желающих слушать другую точку зрения, и стоит только показать «правильное православие» и правильных православных – как тут же настанет мир и взаимопонимание. Теперь я с ясностью вижу, что проблема во всех поровну. Атеисты точно также нетерпимы, злятся и обижаются, когда покушаются на их атеистические святыни, ваяют обобщенный образ врага из «православия», разжигают и бичуют и при этом очень не любят выходить за границы своей интеллектуальной зоны комфорта. И с удовольствием учат «тоталитарных православных», как строить правильную церковь. «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф., 7:3).

Я чувствую себя как девочка из сказки, которая пошла собирать ягодки и могла выбрать только одну опцию из двух: либо ягодки сами выглядывали из-под листочков, либо у нее было лукошко, в которые эти ягодки собирать. В конце концов девочка осознала, что если она хочет что-то насобирать, то придется все-таки за ягодками нагибаться. Так и в этих бесконечных дискуссиях под постами – никакого мгновенного волшебства, только долгий, но интересный путь ломания шаблонов. Конечно, если б я была святой, то все открывшие паблик воинствующие атеисты сразу осенялись бы святым духом и постигали бы сущее. Но этого не происходит в силу моей совершенной обычности, потому что «человекам это невозможно». Потому что по завету Венички Ерофеева «все на свете должно происходить медленно и неправильно, чтобы не сумел загордиться человек, чтобы человек был грустен и растерян».