Атеизм и свобода
26.01.2015
5836 просмотров
Дарья Косинцева

Самое забавное для меня утверждение – что религия как-то ограничивает свободу, зато взамен дает... что-то там дает, да это и не важно. Это мнение среди атеистов понятно, но оно есть и среди верующих. Представление о том, что христианство – это прежде всего ограничения и запреты. И, мол, надо пожертвовать свободой, чтобы достичь спасения. 

Для меня обретение веры было связано вовсе не с лютым самоограничением. Возможно, потому, что меня в общем никогда не прельщала свобода трахаться с кем попало, ходить по головам, воровать, убивать и обижать гусей. Но мне почему-то кажется, что людей с такими потребностями меньшинство. Однако, внимательно изучив следствия утверждения "боганет", я пришла к выводу, что правы-то прежде всего именно такие люди. Забавные попытки построить какое-то "эволюционное добро" были совершенно неубедительны.

Недавно я как раз наткнулась на отличную статью, которая в красках описывает эти следствия тезиса "боганет" в формулировке «Хочу стать атеистом». То есть хочу стать атеистом, чтобы приобрести свободу от всяких там заповедей. Я считаю, этот текст достоин прочтения целиком, но приведу только пару вкусных фрагментов:

«Атеизм избавляет не просто от Бога. Он избавляет от кучи обременительных вещей, которые непонятно зачем вообще присутствуют в жизни человека. Он избавляет от совести, он избавляет от душевных мук. Душа, как и совесть, понятие религиозное; раз нет души, то и мучиться нечему. Он избавляет от страха смерти, он избавляет от проблем выбора.

…Все то же самое можно сказать и о прочих деяниях, которые общество обычно склонно считать дурными или преступными. Опять же – откуда считать. Если я побью гражданина N и заберу его бумажник и сотовый телефон, то для него это плохо, а для меня хорошо. Если я прижму гражданку M в темной подворотне и займусь с нею разными непристойностями без её согласия, то для нее это плохо, а для меня хорошо… Что если нам с сестрой родители оставили капитал, позволяющий безбедно прожить жизнь ничего не делая и предаваясь плотским утехам друг с другом?! 

…Например, такая психологическая разгрузка как избавление от нескончаемых философских размышлений о смысле бытия. Каждому хоть раз в жизни да бывает интересно подумать «откуда всё?», «зачем всё?», «для чего всё?». Атеизм дает простейший ответ на все эти вопросы – в них вовсе нет никакого смысла. Пустота она, конечно, есть, но не вообще и не здесь, а там, за гробом. А тут пока что можно наслаждаться всеми прелестями жизни.

...Атеизм избавляет от прошлого. Что такого там в этом прошлом, кроме давно сгнивших трупов и нескольких записей о жизни некоторых персон? Атеизм избавляет от будущего. Что такого в этом будущем, если конец у всех один…»

В общем, как сказал один читатель этого блога, "Потому как ежели бога нет, то и плевать на всё - пусть человек бесится, как хочет. Всё равно ни в чём нет смысла".

Меня на самом деле этот текст удивил по одной просто причине: всё то, что перечисляется здесь как радости атеизма, мне никогда особо не влекло и не радовало. Жизнь бессмысленна, будущего нет, конец у всех один и вообще всё тлен? Для меня это было поводом для жесткой депрессии, а вовсе не для «психологической разгрузки», как мечтает автор текста. Атеизм избавляет от страха смерти и душевных мук? Да ладно? Опять же, ужас перед смертью, которая равняет добрых и злых безо всякой надежды, был моим самым страшным кошмаром. Безнадегу и сплошные душевные муки нес мне атеизм. Ну а простые радости инцеста и воровства для меня, как я уже сказала, были не особо привлекательны. Огромная черная дыра безнадеги, страха и пустоты – а зато взамен бухайте, трахайтесь, воруйте и убивайте! Вот веселье-то! Какой-то неравноценный обмен получатся. О_о Как в сказке: и от пшеницы корешки, и от редьки вершки – сплошая мякотка. Треш и угар в безнадежном и бессмысленном бреду – живи и радуйся!

В общем, для меня всё было наоборот: вместо «кучи обременительных вещей» вера дала мне надежду, любовь, смысл, бесстрашие и вообще кучу позитива. Что касается «ограничений свободы» – для меня они были такими же ограничениями свободы, как, к примеру, «мойте руки перед едой», «занимайтесь спортом», «не переходите дорогу перед движущимся поездом». О, вы ограничиваете мою свободу жиреть на диване, когда говорите, что бегать полезно. О, вы ограничиваете мою свободу тонуть, когда кидаете мне спасательный круг. А бордюр прямой асфальтированной дороги ограничивает мою свободу ездить по колдобинам, да.

Вера – это не какая-то клетка, где к прутьям подведено электричество. Наоборот, такой клеткой мне кажется унылая и напряжная жизнь «волков среди волков» в мире вещизма. Для меня вера – это дорога, это парашют, это крылья, это спасательный круг. Вера позволяет вытащить себя за волосы из болота уныния и страха. Вера – это не набор ограничений, а набор самых удивительных возможностей. Именно так есть смысл ее воспринимать и проповедовать. В занудного Бога-тирана, который держит человека в клетке запретов, я бы тоже не поверила. Наша тюрьма, наше ограничение – это наши собственные привычки и собственная зона комфорта.