Бог, человек и мироздание
05.05.2017
389 просмотров
Юрий Беспечанский

В детстве родители часто привозили меня в Ленинград. Это был город, где они когда-то познакомились, сидя в аспирантском зале библиотеки. Отец, приехавший из Томска, писал кандидатскую диссертацию по психологии и педагогике. Мама, родом из Челябинска, делала диссертацию по советской литературе. Здесь они поженились, а затем, уже в Челябинске, куда переехал отец после защиты, на свет появился я.

Отец всегда жалел, что не остался в Ленинграде, и мне почему-то в этом городе всегда дышалось как-то по-особенному… Я любил историю, и когда 10-12-летним мальчиком заходил в Эрмитаж, из всего великого множества экспонатов меня особенно поражали древнегреческие и древнеримские залы с их статуями богов и героев, чернофигурные и краснофигурные фазы с изображениями героических сцен. Моими любимыми книгами были «Легенды и мифы Древней Греции», а также вузовские учебники истории Греции, Рима и римо-парфянских войн, которые папа приносил для меня из библиотеки.

В школе тогдашней советской эпохи меня учили, что никакого Бога, конечно, нет. Римские и греческие боги – это просто выдумки разыгравшегося творческого воображения детской эпохи человечества. А историей управляют «железные» социально-экономические законы Маркса-Энгельса-Ленина. От первобытного обезьяноподобия, через рабовладение, средневековый феодализм, западный «загнивающий» капитализм, наш еще хромающий и несовершенный социализм мы когда-нибудь придем к раю на Земле: к коммунизму!

В коммунизм тогда уже никто, кроме советских газет, которых вредно читать перед обедом, не верил вообще. Все торговали и торговались, соревновались в количестве и качестве мебели, импортной техники и машин, потихоньку грызлись и ели друг друга…

Но я, простой советский мальчишка, свято верил в коммунизм. По моим «расчетам», он должен был наступить где-то через 1000 лет. А образ коммунизма я вычитал из трех романов любимого мной писателя-фантаста Ивана Ефремова: «Лезвие бритвы», «Таис Афинская» и «Час Быка», которых я залпом проглотил где-то лет в 13-14. В этом коммунизме мне одновременно грезились межгалактические путешествия, ожившие греческие боги, индийские йоги, гипноз и чтение мыслей на расстоянии, телекинез и телепортация, портики Фидия и статуи Праксителя. Мне нравилось высказывание Маркса: «Коммунизм – это прыжок из царства необходимости в царство свободы». Я тогда догадывался задать простой философский вопрос: каким это чудесным образом железные социально-экономические законы при коммунизме вдруг перестанут действовать? Как это маленький человек вдруг может стать творцом Истории? На что возлюбленный мой «брат в коммунизме», советский индийский йог Ефремов отвечал предельно просто и без сомнений: змея должна укусить себя за хвост, а змей энергии «кундалини» должен выйти из тела и закрутить бесконечную раскручивающую спираль. Спираль Кундалини – это то самое марксистское «развитие по спирали». А энергией «кундалини» управляет черная женская богиня Кали в бесконечном танце с мужским началом бога Шивы!

Вот в такой, очень и очень оккультный коммунизм я верил в детстве и отрочестве. И мои эрмитажные греческие боги сюда хорошо вписывались…

Но, хотя я уже 25 лет как сознательный христианин, я принес в свое христианство из своей детской фантастической веры две, казалось бы, взаимоисключающих важных идеи: во-первых, человек может быть абсолютно СВОБОДНЫМ ТВОРЦОМ своей жизни и истории; во-вторых, вся история каждого человека и всего человечества находится ПОД УПРАВЛЕНИЕМ БОГА!

Попытаюсь это доказать, вернее, «показать», как это возможно. Начнем со Вселенной: с неживой природы. Два старых вопроса: кто это создал? и зачем это создано? С высоты знаний ХХI века, я знаю, что всем этим управляют физико-химические «законы». Я не буду спрашивать, кто создал эти законы, или пытаться «банально» доказывать бытие Бога по принципу: «если есть законы, значит, есть и законодатель». Когда я смотрю на звездное небо, на горы, моря, камни, циклоны и ураганы, в этих «законах природы» меня удивляет вот что. Если бы я создавал законы вещей, я бы сделал всё четко и понятно: ясно, для чего создан дом, трамвай или даже компьютер. А здесь, с одной стороны, внешний мир управляется комбинацией законов; с другой стороны, эти законы НЕИСЧЕРПАЕМЫ. Никогда не станет возможным «закрыть» или упразднить физику, химию и математику: к законам, открытым раньше, всегда прибавляются новые законы. Когда физики открыли электрон, то атеист и «философ» Ленин пророчески изрек: «электрон так же неисчерпаем, как и атом». И вот эта неисчерпаемость, бесконечная загадочность как вширь, так и вглубь, для меня – САМОЕ СТРАННОЕ в природе. В чем-то я даже понимаю атеистов, утверждающих, что в мире НЕТ никакого замысла. Вроде бы, он как будто есть: законы движения налицо. Но почему они бесконечно сложны? Если есть Создатель, такое чувство, что Он решил удивить нас, поморочить нам голову, показать свет в конце туннеля, чтобы мы всю жизнь искали этот свет…

Но что насчет неживой природы было очевидно еще древним грекам: ее предметы и вещи существуют и движутся НЕСАМОСТОЯТЕЛЬНО. Какие-то внешние силы и источники управляют ветрами и облаками, камнями и горами, звездами и планетами. В них нет СВОБОДЫ, хотя мы и в ужасе удивляемся перед страшной мощью их кажущегося хаоса.

Далее – живая природа. В чем ее отличие от неживой? Хотя бы в том, что она рождается и умирает. Причем, рождать живое может только живое: сколько не искали учёные и не пытались проводить эксперименты – создать живое из неживого пока не удалось. А умирая, живое превращается в неживое. Химически – это просто сложная органическая материя. Иногда слишком сложная даже для науки: опять та же неисчерпаемость в глубину. И одна молекула, химически разделяющее живое от неживого – универсальная молекула ДНК, пронизывающая всю живую материю: источник воспроизведения живым самого себя.

Но древние, не имея современной науки и техники, четко знали один главный секрет живого. Философ Аристотель в IV веке до н.э. говорил: вся сущность неживого заключена в ее внешности (если даже не во внешности, видимой глазом, то эту сущность можно исследовать физико-химическим анализом, говоря современным языком). А живое имеет ВНУТРЕННИЙ источник движения, не видимый глазу и до конца не «схватываемый» внешним анализом. Легко сказать, что поведение кошки полностью обусловлено поиском мышки, ласки и кота. Но, всё же, иногда кошка гуляет сама по себе, куда хочет, спонтанно. И в этой спонтанности, в этом внутреннем источнике движения заключена новая степень СВОБОДЫ, отличающая живую материю и отсутствующая у неживой.

Наконец, появляется ЧЕЛОВЕК – новое живое существо! В чем его сущность? Чем он отличается от живой материи? Тот же Аристотель однажды назвал человека «разумным животным» или «политическим животным»: существом, обладающим разумом, речью и способностью «свободно» голосовать на выборах, чтобы более эффективно удовлетворять свои животные потребности. Если проследить линию неживое-живое-человек, мы увидим рост степени той самой СВОБОДЫ. Но чем свобода человека отличается от свободы животного?

На мой взгляд, лучше всего о сущности и назначении человека сказал не философ, а поэт:

Я человек, я посредине мира,
За мною – мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост –
Два берега связующие море,
Два космоса соединивший мост.

Я Нестор, летописец мезозоя,
Времен грядущих я Иеремия.
Держа в руках часы и календарь,
Я в будущее втянут, как Россия,
И прошлое кляну, как нищий царь.

Я больше мертвецов о смерти знаю,
Я из живого самое живое.
И – Боже мой! – какой-то мотылек,
Как девочка, смеется надо мною,
Как золотого шелка лоскуток.

Итак. Сущность, уникальность, назначение и свобода человека в том, что это маленькое, скроенное из плоти и крови живое существо, способно обнимать в своей жизни всю Вселенную. Собака может завыть на луну, но восхититься видом звездного неба, написать поэму или открыть закон физики может только человек. Познавать законы мироздания, использовать эти законы для увеличения своей власти над миром. Это означает, что человек БОЛЬШЕ всей бесконечной Вселенной. И именно потому, что маленький и смертный человек способен стоять над миром, смотреть на всё мироздание «как бы со стороны», он, будучи честным, не может без удивления пройти мимо вопроса: кто задумал меня таким? Это, по крайней мере, очень нелогично, чтобы часть материального мира могла так взирать на ВЕСЬ материальный мир! Не значит ли, что есть КТО-ТО, кроме меня, маленького и грешного, Который тоже обладает такой способностью и наделил меня ею? Кто есть тот, который управляет всем миром и делится со мной этой способностью управлять Вселенной?

Еще по теме: Назначение человека в истории