Бог - это не теория
09.02.2015
5500 просмотров
Я последнее время разлюбила писать про науку и веру. Каким бы ни был мой опыт прихода от атеизма к православию, собственно аргументы в нем играют самую скромную роль. Поэтому для меня почти любые тексты, объективно аргументирующие против атеизма, кажутся чуть мене чем полностью бесполезными.

Почему? Да потому что имеющий уши да услышит. А тот, кто слышать не хочет, не услышит и все тут. Это нормальный механизм психологической защиты.

В советское время люди умудрялись приходить к Богу через учебники по научному атеизму. Сейчас в доступе бесконечное количество куда более подходящей для этой цели литературы. Современная философия науки, интервью и биографии верующих ученых. У нас в универе энтузиасты, студенты факультета естественных наук, устраивали шикарный проект "Наука и вера", где разбирали книги разных ученых начиная века с 18 до современных, еще не переведенных, книг. Но для того, чтобы все это читать, чтобы этим интересоваться, нужна интеллектуальная честность и желание. Исследовательский интерес, в конце концов. Элементарное любопытство. "Блаженны алчущие и жаждущие правды", потому что им хватит и учебника по научному атеизму.

Но львиная доля атеистов читают Докинза и после этого считают, что познали истину. Хотя Докинз по уровню аргументации недалеко ушел от дедушки Ленина с его вульгарным материализмом. 

Атеизм - это никакая не наука. Это философия. Одна из возможных. Наука как метод неприменима для доказательства или опровержения Бога. Бог - это не научная гипотеза, которую можно подтвердить или опровергнуть. "Научный атеизм" так же научен, как нумерология.

Но я могу долго разглагольствовать на эту тему, могу приводить цитаты великих ученых, или взывать хотя бы почитать Википедию, или троллить наивных позитивистов. Но зачем? Потешить свое самолюбие? Изнасиловать оппонента своим интеллектуальным багажом? Это не спасет ничью душу и не приведет никого к Богу. "Мудростью мира" Бог не хочет побеждать.

Недавно прочитала замечательный текст, где доказывается, что даже сам Карл Поппер, который как философ защищал действия Бога в истории, сам так и не смог толком поверить в Бога как личность, как нравственную силу, как «огонь поядающий». То есть не ему кто-то – а он сам, лично, доказывал существование Бога и блестяще опровергал исторический детерминизм – но это не помогло ему соприкоснуться с Богом! Как можно после этого надеяться победить кого-то аргументами?!

Нет, конечно, если для вас Бог – только философия, то никаких проблем. Спорьте, аргументируйте, философствуйте. Но если воспринимать Бога, духов, демонов и вообще весь невидимый мир всерьез, а не как философскую абстракцию, то стоит вспомнить совет Иоанна Лествичника: «Хотящий победить духов словами подобен старающемуся запереть ветры».

«Духов противление» словами не победить. А чем? Смирением. Реальным, а не «цитатным». Как, на мой взгляд, должны выглядеть христианские блоги и паблики? Это очень личные истории, истории реальных людей, размышления о сегодняшних событиях в свете христианства, это искренняя самокритика, честная исповедь своих неудач, простые рассказы о том, как христианство действует в реальной жизни, как оно в действительности (а не на словах) меняет людей и заставляет быть «не от мира сего». Маленькие безумства христиан гораздо убедительнее, чем их самая изысканная земная мудрость. 

Думаю, что многие верующие сталкивались с тем, что дискутировать с атеистами очень скучно – если не злобствовать и не троллить, то есть поступать по-христиански. Самые изысканные аргументы, неопровержимые примеры и безупречная логика разбиваются о НЕЖЕЛАНИЕ понимать. Поэтому я сделала для себя вывод: поменьше про эволюцию, философию науки, верификацию и фальсификацию, соотношение науки веры – и побольше про жизнь, про отношения, про работу и бизнес, про счастье и горе, про здоровье и болезнь, про кино и про книжки. А то многие атеисты до сих пор думают, что верующие – это ребята, которые читают книжки и смотрят кино только по списку от церковной иерархии, работает дворником при церкви, а исполняющую обязанности жены им назначает духовник. И даже представить не могут, что верующие – это такие же люди с образованием и работой: инженеры, программисты, физики, биологи, юристы, маркетологи, пиарщики, врачи, учителя. Но только руководствуются в жизни какими-то странными принципами – и готовы об этом рассказать.

Только в таком общении может мелькнуть Божья искра. Только так может открыться и раскаяться человек, который вечно боится быть хуже других, который ощетинивается против христианства тем, что христианство дает слишком строгие требования, по которым получается, что он плохой. Человек не должен бояться показать свою слабость и глупость. Я если перед ним вы – такой умный и святой – то он закроется от вас любым «научным» бредом, только чтобы не проиграть в борьбе самолюбий. 

Чтобы принять Бога-личность, личности должны общаться личностями, люди с людьми, а не абстрактные идеи с абстрактными идеями. 

Вот прекрасная цитата из книги Петра Иванова "Введение в Апокалипсис": "То, что много раз повторяли мы в книге: «Господь никого не привлекает себе насильно» - в послании церквам выражено с христолюбивой кротостью: «Се стою у двери и стучу. Если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мной». Стою, стучу, ожидаю и, конечно, мучаюсь – ибо разве скоро отворяют дверь сердца Христу?.. Стучу! – и о, величайшая божественная деликатность! «Если отворят, войду» А если не отворят? Если не отворят, как бы посрамленный, Господь отойдет. Ибо ни малейшего насилия не хочет Он, только добровольный отклик на зов Своего сердца».