Как попадают в секту
18.09.2017
1167 просмотров
Найдено в Интернетах

Автор: Александр Невеев
Источник: neveev.ru

Обывателю кажется, что, с одной стороны, есть нормальные люди, живущие нормальной жизнью, а, с другой стороны, есть члены сект – какие-то странные, оторванные от реальности, зомбированные люди, которые ходят с промытыми мозгами по улицам, форумам и соцсетям и стремятся вовлечь в секту все новых и новых людей.

На житейском уровне представляется, что между этими двумя категориями людей лежит настоящая пропасть. Отсюда, кстати возникают научно не подтвержденные идеи о том, что сектантским методам вовлечения, вербовки подвержены только очень специфические люди.

Но в действительности никто не попадает в секту сразу, вдруг, ни с того, ни с сего. Зачастую в секту человек приходит в конце долгого пути поиска. Поиска различных рецептов счастья, способов достижения успеха, способов оздоровления и вообще решения проблем, а также поиска, который можно обозначить словом «духовный».

Отправной точкой этого пути в секту всегда являются различные заблуждения, иррациональные представления. Например, человек может верить в силу мысли, в то, что, представляя те или иные вещи, визуализируя те или иные образы, можно влиять на реальность, воздействовать на окружающих людей и самого себя, человек может верить в биополе, биоэнергетику, в экстрасенсов, в сверхспособности, сиддхи. Подробнее заблуждения, ведущие в секту, описаны здесь.

И на самом деле с подобными заблуждениями, иррациональными представлениями человек может прожить всю жизнь и в секту не попасть.

Но тогда почему же роль этих заблуждений, иррациональных представлений при попадании в секту так высока? Почему секты в своей рекламе, пропаганде, при вербовке зачастую развивают именно темы субъективизма, интуитивизма, иррационализма, силы мысли, обретения способностей, чудесной трансформации?

Ответ на эти вопросы очень прост.

Потому что в этой сфере нет однозначных, объективных, точных данных, весомых доказательств, а, значит, тут очень легко выдать бесполезное за полезное, неработающее – за работающее, ложь – за правду, кажимость – за реальность. Вдобавок человек, не привыкший мыслить критически, суеверный, подверженный иррациональным представлениям, вряд ли сумеет трезво проанализировать различные сектантские приманки, уловки, манипуляции.

Так что веря в магию, оккультизм, эзотерику, альтернативную медицину и другие научно не обоснованные глупости, вы по сути прокладываете дорогу в ваш мозг всевозможным любителям промывать мозги.

Что же происходит с человеком, имеющим иррациональные представления?

Конечно, как я уже сказал, он может жить спокойно и ни под чье влияние не подпадать, идя, так сказать, собственным «духовным» путем. Такой человек вполне может спокойно жить своей жизнью и не терять конструктивного контакта с реальностью, иметь нормальные межличностные отношения, оставаться полноценным членом общества. Так, то заговор иногда прочитает, то визуализацию сделает, то аффирмацию осуществит.

Но возможна и другая ситуация. В процессе индивидуального «духовного» поиска человек читает множество книг, статей в интернете, перерабатывает кучу материала, и наконец, ему попадается книга, статья, аудиозапись или видео-лекция какого-нибудь гуру, лжеученого, шарлатана, которая выделяется из общего ряда. И человек проглатывает этот материал и подчиняет ему свою жизнь.

Строго говоря, это тоже еще не попадание в секту.

К примеру, человек вполне может жить по книжкам Зеланда или Толле, но в секту не попадать. Более того, даже зачитываясь книгами таких лидеров сект, как, например, тот же Ошо (а его книги в изобилии лежат на полках эзотерические отделов книжных магазинов), человек может ни разу не вступить в контакт с различными сообществами последователей Ошо, не стать членом общины последователей Ошо, не принять соответствующее посвящение.

Но, безусловно, негативные последствия увлечения иррациональными, научно не подтвержденными идеями могут возникать и на этом, условно говоря, индивидуальном этапе увлечения эзотерикой.

В частности, человек может так изменить свою жизнь, свой режим дня, свою диету, что станет полностью оторван от общества, а его контакт с родными и близкими если и сохранится, то станет искаженным, надорванным. По сути, такой человек уже попал в секту, единственным членом которой является он сам. При этом человеку может казаться, что он стал неким «одиноким мастером», «посвященным», что он обрел астрального учителя или же научился черпать информацию прямо из космоса. На самом же деле в социальном плане такой человек деградирует и в пределе превращается в самого настоящего бомжа.

Итак, допустим человек просто увлекается каким-то гуру, строит свою жизнь в соответствии с догмами этого гуру. Вроде бы, все прекрасно: у каждого свои странности.

Но ведь человек может сделать и следующий шаг. Шаг этот состоит в, так сказать, переходе от индивидуального эзотеризма, индивидуального «духовного» поиска к эзотеризму групповому, к активному общению с последователями того или иного эзотерического, оккультного или прямо сектантского учения. К этому шагу человека может подтолкнуть какое-нибудь негативное событие, горе, стресс, или просто усталость, чувство, что все надоело, кризис среднего возраста, совершить такой шаг человек может и чисто случайно, от нечего делать, за компанию и пр.

Зачастую к поиску «учителя», «наставника», сообщества «посвященных» человека подталкивают и неудачи на индивидуальном эзотерическом пути, например, ситуации, которые описываются следующими фразами:

  • «заговор не действует»,
  • «техника не работает»,
  • «гипнотизировать не получается»,
  • «воздействовать энергетически не удается».

В такой ситуации, человек, к сожалению, начинает думать не о том, что эти заговоры представляют собой просто сотрясания воздуха, а «техники» и «методики» – не работают, он начинает думать о том, что не знает некоего секрета, кода, ключа, что-то делает неправильно. И это заставляет его искать тех, кто соответствующим секретом, кодом, ключом владеет.

Такое активное общение с другими адептами может происходить в сети Интернет – на форуме, в группах социальных сетей или же в реальном мире – человек будет посещать собрания, встречи, мастер-классы, ретриты так называемых «практикующих».

Собственно, если у такой группы есть лидер, если они собирают на что-то деньги, проводят вместе много времени, встречаются регулярно, то это уже секта, уже культ, уже сообщество, опасное для социального и психологического благополучия ее членов.

И тут возникает вопрос о том, являются ли сектами виртуальные сообщества антипрививочников, сыроедов, ВИЧ-диссидентов, сторонников домашних родов?

В том смысле, что такие группы отрывают человека от общества, усложняют его контакты с окружающими, ставят его в опасную для жизни и здоровья ситуацию – безусловно, являются.

Почему же именно попадание в группу, сообщество «практикующих» является таким фатальным для человека?

Дело в том, что такая группа благодаря действию целого ряда социально-психологических феноменов (группомыслие, ингрупповой фаворитизм, социальная фасилитация) становится катализатором того, что адепт считает духовным ростом, а специалисты по сектам – социальной и психологической деградацией, деструкцией личности. Группа усиливает иллюзии, подкрепляет социально неприемлемое поведение человека, разрывает его связи с родными, друзьями, коллегами и обществом в целом, выступая суррогатом, который весьма эффективно вытесняет настоящие межличностные отношения.

Кстати, таких маленьких секточек, сообществ «практикующих» сегодня в России, да и во всем мире очень много. И они не менее опасны, чем большие транснациональные секты типа саентологов или кришнаитов.

Ну, а если такое общество, такая секточка имеет сильного, властного лидера, который манипулирует членами такой группы, эксплуатирует их, использует их в своих интересах, аккумулирует их деньги и имущество, то собственно тут речь идет уже о подлинной тоталитарной секте. Кстати, подобные сообщества «практикующих» со временем могут превратиться сначала в межрегиональную, а потом и в общероссийскую секту.

Возможен, конечно, и более, так сказать, классический путь в секту. Человек «духовно ищет», находит книгу, статью, лекцию, приходит на мероприятие, которое оказывается вербовочным. И попадает в секту, например, саентологов.

Еще один путь связан с более традиционным для России полем поисков, который связан с поисками чистоты, праведности именно в христианском смысле. На этом пути человека подстерегают различные псевдоправославные секты, харизматические культы (неопятидесятники), свидетели иеговы, мормоны и муниты.

В случае такого пути попадания в секту ключевую роль играют уже не иррационалистические представления и заблуждения, а, скорее, сказывается проблема в сфере религиозного образования. Человек не может различить тех, кто на самом деле знает, что написано в Библии, и тех, кто просто изобретает собственные толкования. Сказывается тут и ненависть к Церкви, которая, к сожалению, может формироваться в современном мире в том числе и под влиянием самой Церкви, различных церковных бабулек, недопустимого поведения священников. Сказывается и потребность людей в экзотике, когда воскресная школа при местной маленькой церквушке просто не воспринимается как место, где можно получить знания.

Итак, учитывая, насколько широко сегодня распространены суеверия, вера в карму, биополе, экстрасенсорику, ясновидение, магию и колдовство, можно сказать, что потенциальных сектантов в России очень много, а перед сектантскими вербовщиками распростерлось по истине непаханое поле.

Итак, обобщенно на пути в секту можно выделить следующие ключевые пункты:

  1. Наличие заблуждений, иррациональных представлений.
  2. Индивидуальный эзотеризм.
  3. Групповой эзотеризм.
  4. Секта.

Ну а в заключение я бы хотел сформулировать несколько рекомендаций, которые могут помочь вам понять, что вы находитесь на пути в секту и свернуть с него.

Итак:

  1. Анализируйте свои представления о мире и человеке и вычищайте представления иррациональные, магические, эзотерические, оккультные.
  2. Изучайте ограничения человеческого разума и присущие ему ошибки.
  3. Отдавайте приоритет официальной медицине, не увлекайтесь самодиагностикой и самооздоровлением.
  4. Если вы хотите изучить историю, культуру какого-либо народа (индусов, тибетцев, китайцев, индейцев, древних славян), получите квалификацию в этой области, обращайтесь к научным источникам по этой проблематике. Помните, что первое, что вы находите по этой теме, то, что легче всего найти, – это, как правило, идеи, которые в конечном итоге могут привести вас в секту.
  5. Это же касается и традиционных религий. Обращайтесь к их легитимным носителям, получайте богословскую подготовку.
  6. Не ищите экзотических и острых духовных ощущений. Помните, что подлинный духовный путь, связан с преодолением себя, с преодолением трудностей и со спокойным восприятие рутины, в частности.
  7. И, самое главное, не ищите легких, обходных, хитроумных путей.