Как я вынимаю бревно из своего глаза
27.02.2014
6088 просмотров
Дарья Косинцева

«Прежде, чем идти на сияющие высоты христианских добродетелей, необходимо научиться здороваться с людьми на улице. (...) Научись, например, слушать людей. Кажется, такая простая вещь — а научись не перебивать, сидеть и слушать. Научись не выбалтывать чужие тайны и не радоваться чужим грехам» (протоиерей Андрей Ткачёв).

Я, честно говоря, мало интересуюсь христианской теорией, но меня очень волнует христианская практика, о которой почему-то пишут гораздо меньше, чем о теории. Хотя, на мой взгляд, это самое ценное, что может быть, и именно этим должны делиться друг с другом верующие. То есть, грубо говоря, я – христианин. И чо? Со стороны это может быть вопрос «и в чем это выражается» (крестик и свечки не считаются).

Сейчас хочу сказать о двух главных для меня практиках христианства. Всё очень просто: первая из них – осуждение себя, вторая – оправдание других. В обычной жизни всё, конечно, происходит наоборот.

Итак, хозяйке на заметку:

1) ОСУЖДЕНИЕ СЕБЯ

Почитаем Клайва Люиса: «Надо понять, что у вас есть свойство, вызывающее у других именно отчаяние, о котором мы говорили. Почти наверняка вы о нем и не подозреваете, как не подозревает ничего тот несчастный герой рекламы, у которого пахнет изо рта. А почему же, спросите вы, вам об этом не скажут? Поверьте, вам говорили, и не раз, но вы "не могли вместить". Быть может, злоба, ворчанье или странности, на которые вы жалуетесь, – это просто попытка открыть вам глаза. Но даже если вы знаете порок, вы знаете его мало. Вы скажете: "Да, я вчера погорячился", – а другим ясно, что вы вообще злой. Вы скажете: "Что-то я перепил", – а другим ясно, что вы вообще пьяница. Словом, Божий взгляд отличается от нашего тем, что Он видит всех, а мы – всех минус один».

Собственно, практический вывод очень простой: смотрите на себя со стороны, высмеивайте свои недостатки и сплетничайте о них с тем удовольствием, с каким так приятно сплетничать о недостатках других. Делать это сразу публично трудновато, так хотя бы записывайте в дневник что-то вроде: «Сегодня я в очередной раз поссорился с мамой, потому что повел себя как...» и так далее. Фиксируйте свои промахи, свои недостатки, не замыливайте их в бытовухе! «Я и только я – источник всех моих проблем», я главная проблема музыки в России, несправедливости и коррупции, алкоголизма и собственной разваленной и одинокой жизни. Я не помыл посуду, я опоздал на встречу, я нагрубил другу... и т.д., и т.п. Общефилософские рассуждения на тему «я такой плохой» не считаются: частенько это просто поза.

2) ОПРАВДАНИЕ ДРУГИХ

К сожалению, длинную цитату православного мыслителя, которую я видела недавно на эту тему, я не скопировала. Но суть ее в том, что всегда надо искать оправдания действиям другого, всегда думать о человеке лучшее, а для всяких его проступков пытаться находить оправдание. Собственно, это всё то, что мы обычно делаем по отношению к своим собственным проступкам: находим оправдания, объяснения, извинения.

Попрактикуйтесь в этом же по отношению к другим: каждый раз убеждайте себя в том, что проступок другого – случайность или следствие вашего неправильного обращения. Учитесь видеть за агрессией и ненавистью – беззащитное испуганное существо, которое требует вашей поддержки.

Вот, в общем-то, и всё. Если регулярно практиковать осуждение себя и прощение других (в обычной жизни всё наоборот), то зияющая дыра между вами и миром начинает потихоньку зарастать. Мир перестает казаться скоплением несправедливости, посреди которой ты стоишь одинокий, весь в белом. Люди становятся милее и интереснее: все, вплоть до трехлетнего ребенка, уборщицы, водителя, коррупционера или убийцы. А что уж говорить про тех, кто поумнее и посимпатичней! Вы с легкостью начнете любить идеологических противников и истерических друзей. Каждый, кто умудрился сделать для вас что-то хорошее, навсегда попадет в вечный плюс. Опять же, в обычной жизни всё наоборот: мы частенько люто обижены на близких друзей и родных и не понимаем, как же так получается, что мы их вроде так любим и при этом постоянно с ними ссоримся.

Два этих простых упражнения – ближайшие следствия из евангельских принципов, хотя для того, чтобы практиковать их, необязательно даже считать себя христианином. Три подхода по два самоосуждения, два подхода по три прощения других – и вы почувствуете, что, цитируя Гребенщикова, «что-то хорошее стало происходить в вашем сердце». Возможно, это Любовь.