Народ шествует в Царство, только сектанты омрачают
24.02.2018
2286 просмотров
Правмир

Источник: pravmir.ru
Автор: Сергей Худиев

Стоит ли обвинять кого-то, что он рассказывает о Христе не так? Записывать в сектанты всех подряд? Блюсти чистоту веры и православных рядов? Размышляет Сергей Худиев.


Нарываетесь!

На днях мне на глаза попался заголовок «Вербовка под прикрытием. Общественный помощник омбудсмена заманивала людей в секту…» и в тексте разъяснение: «Баптисты – это классический культ или секта». Увы, это не один такой заголовок – я довольно регулярно натыкаюсь на материалы о коварных сектантах-баптистах. При этом у некоторой части православных враждебность светских СМИ к баптистам вызывает одобрение – так их, сектантов!

По-человечески такое одобрение понятно – все мы склоны к простейшим племенным реакциям, и проще всего выразить преданность своему племени нападками на чужое. Но как это соотносится с миссией Церкви?

Во времена Российской империи слово «миссия» получило преимущественный оттенок работы с людьми, отпавшими от православия в те или иные секты. Работа эта проводилась с разной степенью грубости и принуждения, но всегда исходила из того, что население России – по крайней мере, собственно русских ее областей – в целом не нуждается в обращении ко Христу, все и так православные, с ними и так всё в порядке, они могут нуждаться в пастырском, но не в миссионерском внимании.

Миссионер оказывался, таким образом, в роли инквизитора – я имею в виду реальных инквизиторов, а не героев позднейшей «черной легенды». Его роль состояла в возвращении в лоно Церкви еретиков при благожелательном содействии городового. В общем и целом всё в порядке, народ шествует в Царство, вот только сектанты омрачают, надо на них оказывать давление.

При этом, конечно, возникала парадоксальная ситуация, когда к чисто формальному православному, человеку, на самом деле, религиозно индифферентному, ни миссионерам, ни городовым не было никакого дела, а вот люди, проявлявшие живой интерес к Богу и вечному спасению, собиравшиеся за чтением Библии, навлекали на себя подозрения и вообще нарывались.

Узнать о Христе от баптистов

Установка «мы все тут православные, кроме сектантов, сектантам сейчас мы с городовым объясним, что они неправы, и они вернутся в Церковь» была ошибочной уже тогда. Трагические события 1917 года, когда, по выражению Розанова, «Русь слиняла в два дня», могли бы развиваться совсем иначе – и с другим результатом – если бы под «миссией» понималось нечто иное, а именно обращение ко Христу неверующих или формально верующих.

В наше же время большинство населения не является воцерковленным ни в каком, даже в чисто формальном смысле. Средний человек на улице не знает о Евангелии вообще ничего. Он не заблуждается в каких-то вопросах богословия или церковного устройства. Он не знает о существовании таких вопросов.

И тут являются баптисты и рассказывают ему, что Бог воплотился в Иисусе Христе, чтобы спасти падший человеческий род; что Христос умер за наши грехи и воскрес из мертвых, и даровал нам вечное спасение, которое нам надлежит принять покаянием и верой.

Причиняют ли они ему этим вред с точки зрения перспектив его вечного спасения? Лучше ли человеку вообще не знать о Христе, чем узнать о Нем от баптистов? Будет ли делом богоугодным препятствовать людям узнавать о Христе – даже если они узнают о Нем не от нас? И кто в итоге окажется послужившим Господу – те, кто, как умел, возвещал Христа, ища славы Божией и спасения душ, или те, кто им в этом препятствовал?

Можно считать богословие баптистов ошибочным, церковность – глубоко поврежденной; но если познание Христа достигает до человека через этот, глубоко несовершенный с нашей точки зрения канал, должны ли мы против этого восставать? Тем более с учетом того, что через наши, превосходнейшие каналы связи, до него это возвещение не достигло?

Отстаивать истину Православия и отстаивать свою монополию – разные вещи, и разница особенно заметна в том, радуемся ли мы тому, что истина о Христе достигает людей, или нас глубоко огорчает, когда это происходит не через нас. Христос есть истинный Бог и Спаситель – будем ли мы рады тому, что эта спасительная православная истина возвещается – хотя бы и устами неправославных людей?

Да и вы, бородатые, какие-то подозрительные

С другой стороны, можно ли привлечь людей в Церковь, нападая на баптистов? Люди испытывают по отношению к другим, странным людям со странными обычаями (они даже пива не пьют!) ксенофобию, которую легко подогреть – и если Церковь эту ксенофобию одобрит, людям понравится. Но это будет именно ксенофобия, не имеющая ничего общего с ревностью о правой вере – человек, который положительно отнесется к возвещению о том, что «баптисты – зловредная секта», вовсе не присоединится к Церкви и не будет иметь для этого никаких причин.

Сами же баптисты тем более будут держаться от Церкви подальше – людей обычно не привлекает откровенная враждебность.

Люди внешние, но находящиеся на пути к обращению, будут только обескуражены тем, что разные группы верующих уделяют больше времени нападкам друг на друга, нежели проповеди своего учения. Я помню себя неверующим – свирепые брошюрки по сравнительному богословию были для меня запинанием, а не помощью.

И тут важно понять, чего мы хотим. Если наша цель – борьба с религиозным дурманом как таковым, то вполне естественно избрать традиционную не дореволюционную даже, а советскую риторику. Страшные сектанты по заданию ЦРУ заманивают доверчивых советских людей и приносят их в жертву.

Если наша цель – привести человека к вере во Христа и побудить его присоединиться к Церкви, то эта риторика контрпродуктивна. Потому что в глазах внешнего это выглядит как обычная грязная борьба за рынок. Хорошо, баптисты – культ, и заманивают. Да и вы бородатые, какие-то подозрительные. «Не берите их опиума, у них опиум неправильный!» – ну хорошо, а ваш-то опиум мне зачем?

Миссия – это свидетельство о Христе и Его Церкви. Не о том, как неправы – и какие вообще плохие люди – те, кто верует несколько не так, как мы. Воспрепятствование проповеди о Христе – это антимиссия. Тут как сказал один мудрый Раввин, «берегитесь, чтобы вам не оказаться и богопротивниками» (Деян. 5:39).

Ревность о Церкви и Православии должна являться в том, чтобы с терпением и любовью делиться своим сокровищем. Человек верует во Христа? Прекрасно, мы этим чрезвычайно обрадованы и утешены и, выслушав его, готовы сами рассказать о сокровищах православного Предания и разъяснить его недоумения.

Потому что любовь привлекает людей; а вот враждебность и нападки могут только отталкивать – и от нас самих, и, увы, от Православной Церкви.