Ненаучные бесы
05.03.2014
12282 просмотра
Дарья Косинцева

Итак, поговорим о демонах. Приготовьте чай и печеньки.

Как-то раз российско-американский математик Владимир Воеводский, лауреат премии Филдса, специалист в области теории вероятности, принстонский профессор и убежденный атеист, познакомился с демонами. После этого ему пришлось немного переосмыслить свои взгляды на реальность. Предоставим слово самому Владимиру Александровичу (здесь и далее цитаты из его интервью взяты отсюда http://baaltii1.livejournal.com/198675.html и отсюда http://baaltii1.livejournal.com/200269.html)

ДЕМОНЫ ВОЕВОДСКОГО

В.В.:

«Понимание того, насколько мало наши науки на самом деле объясняют, пришло ко мне где-то когда мне было 35 лет т.е. примерно в 2001 году. Тогда я никак не связывал это с тем, что в 20-ом веке наука исключила из области своего внимания то, что теперь принято называть "сверхъестественным". Я по прежнему относился ко всему мистическо-религиозному как обману или заблуждению. На этой позиции я стоял очень твердо до 2007 года.

В 2006-2007 годах со мной произошло множество как внешних, так и внутренних событий, после которых моя точка зрения на вопросы "сверхестественного" существенно изменилась. (...) Оставаясь более или менее нормальным, не считая того, что я пытался обсуждать происходящее со мной с людьми, с которыми обсуждать этого наверно не следовало, я за несколько месяцев приобрел очень немалый опыт видений, голосов, периодов, когда отдельные части моего тела мне не подчинялись и множества невероятных случайностей. Наиболее интенсивным был период в середине апреля 2007 когда я провел 9 дней (7 из них в мормонской столице Salt Lake City), ни разу за все эти дни не заснув.

Почти с самого начала я обнаружил, что многие из этих явлений (голоса, видения, различные сенсорные галлюцинации), я могу контролировать. Поэтому я не был испуган и не чувствовал себя больным, а воспринимал все происходящее как что-то очень интересное, активно пытался взаимодействовать с теми "существами" в аудиторном, визуальном а потом и тактильном пространствах, которые появлялись (сами или по зову) вокруг меня. Нужно, наверное, сказать, чтобы избежать возможных спекуляций на эту тему, что никаких наркотиков я в этот период не употреблял, старался много есть и спать, и пил разбавленное белое вино.

Еще один комментарий - когда я говорю существа, то естественно я имею в виду то, что в современной терминологии называется сложными галлюцинациями. Слово "существа" подчеркивает, что эти галлюцинации самостоятельно "вели себя", обладали памятью, независимой от моей памяти, и реагировали на попытки общения. Кроме того, они часто воспринимались согласованно в различных сенсорных модальностях. Например, я несколько раз играл в (галлюцинированный) мячик с (галлюцинированной) девушкой и мячик этот я и видел, и ощущал тактильно ладонью, когда его бросал.

Несмотря на то, что все это было очень интересно, это было и очень тяжело. Происходило это в течение нескольких периодов, из которых самый длинный продолжался с сентября 2007 до февраля 2008 без перерывов и были дни, когда я не мог читать, и дни, когда координация движений была нарушена до такой степени, что было сложно ходить».

Одним словом, замуровали, демоны. Однако, немного оправившись, профессор решил дать происходящему рациональное объяснение, правда, не очень успешно.

В.В.: «Нужно сказать, что несмотря на множество разговоров с нематериальными "существами" в течение этого периода, я совершенно не понял, что собственно произошло. Мне было "предложено" множество объяснений, включая гипнотизеров, инопланетян, демонов и секретных сообществ людей с магическими способностями. Ни одно из объяснений не объясняло всего, что я наблюдал. В конечном итоге, так как какая-то терминология была нужна в разговорах, я стал называть всех этих существ духами, хотя теперь я думаю, что эта терминология не верна. Так же звучали в этом контексте термины "всемирная система" (видимо контроля над людьми) и, особенно в начале, "игра, хозяйкой которой является страх". После того, как я вернулся в более или менее нормальное состояние, и в частности опять мог читать серьезные книжки, я начал очень активно изучать те области знания которые я раньше игнорировал. (...) Пожалуй самой интересной для меня оказалась история "противостояния с бессознательным" Карла Юнга, но там ситуация тоже была другой поскольку Юнг, в отличии от меня, сталкивался с "сверх-естествеными" событиями с детства и верил в бога»

Поразительно, какие живые определения Воеводский дает для «княза мира сего»и его княжества: «"всемирная система" (видимо контроля над людьми) и, особенно в начале, "игра, хозяйкой которой является страх"». Воеводский в Бога не верит, и поэтому термин «демоны» ему не нравится. «"Мне его понять несложно – никогда не забуду, как на одной православной встрече особо эмоциональная православная на повышенных тонах говорила мне «А вы знаете, кто такие ДЕМОНЫ?» Честно признаюсь, что я, как Воеводский, тоже не знаю, кто это такие, но для меня этот термин вполне сносный для описания некоторых вещей, о которых речь пойдет дальше.

ДЕМОНЫ И ПСИХИАТРИЯ

Раз уж Владимир Александрович любезно упомянул про «противостояние с бессознательным», мы можем перейти к самой вкусной теме: демоны и душевное здоровье.

В.В.:

«Есть во всем этом и более общая тема - связь между психическими расстройствами и теми разумами, о которых я говорил выше. Тема эта сложная и я считаю, что этим должны заниматься в первую очередь честные, умные и смелые специалисты. Я в это здесь углубляться не хочу».

Но так как вместо «смелых и честных специалистов» эта благодатная тема попала к нам, мракобесам, то мы на ней тоже потопчемся.

Итак, мы успели понять, что загадочные «потусторонние явления» как-то связаны с нашим сознанием. И дело тут вовсе не в веществах. Меня всегда удивляло вот что: когда говорят, что демоны – это порождение сознания, хотят как бы умалить значение демонов. На самом деле это скорее увеличивает значимость нашего сознания, которое как-то может влиять на этот «потусторониий» мир, а заодно – и нам мир физический. Недаром все ужастики крутятся вокруг проблем в семье и психических нарушений. В каком-то кинообзоре встретила хорошую фразу: “Но в "нормальном" фильме ужасов смысл такого перелома в том, что герои несут в себе зерна ужаса, это их психологический надлом выпускает на свободу Зло”. Когда человек говорит, что «это все в твоей голове», ему кажется, что он дает «материалистическое объяснение». Я бы ответила – к чему такая категоричность, но да, это В ТОМ ЧИСЛЕ и в моей голове. Безумие – просто видимая часть айсберга «сверъестественного».

Вернемся к Aнонимусу, который дал мне ссылку на интервью Воеводского: «Вообще много чего прочитал про психиатрии. Во-первых то, что там написано, действительно очень сильно пересекается с христианством. Например, подавляемые субличности, которые атакуют больного, по свойствам очень похожи на демонов. Во-вторых, то, что я видел, отличается от того, что там описано, только тем, что вот это вот "агрессивное подсознание" существует не только у меня в голове, а может, к примеру, разбить какой-нибудь предмет или предсказать что-нибудь неизвестное, будущее или настоящее. На глюки или неадекватность восприятия подобное точно уж списать нельзя».

СУЩНОСТЬ ДЕМОНОВ

То, что дальше будет описано, неоднократно до этого описывалась в текстах многих святых отцов. Но у святых отцов своя, не очень понятная обычному человеку терминология (вроде «прилогов» и т.п.), к тому же для многих людей такую литературу читать некомильфо. Интервью Воеводского ценно именно тем, что он пытается максимально рационально описать полученный опыт. Посмотрим, как у него это получается:

«Извне (не понятным для меня путем) поступают "семена" - короткие идеи, ассоциации и т. д. В абсолютном большинстве случаев то, что из этих семян вырастает, если им позволить свободно расти, бесполезно или вредно. Как-то у меня прозвучало для таких систем интересное название "сбруя". Т.е. то, что в дальнейшем можно использовать, чтобы направлять поведение человека. Позволяет ли человек этим семенам расти или быстро отбраковывает, зависит во многом от навыков работы со своим внутренним миром».

Это вкратце как раз то, что святые отцы говорят, когда рассказывают про искушение, его этапы и борьбу с ним.

«Проблема усугубляется тем, что иногда появление таких "семян" сопровождается другими явлениями не ментального, а эмоционального или даже реального плана, которые как бы подтверждают начинающуюся формироваться систему. Другое важное свойство этих семян и растущих из них систем это то, что они, как правило, содержат, особенно на начальном этапе, реально верные и интересные идеи. Переход от правды ко лжи в этих системах зачастую непросто заметить. У человека формируется инстинктивное доверие к формирующемуся мыслепотоку, потом он начинает верить в его продолжение которое уже ложно, а потом ему трудно признаться себе в том что он поверил в ерунду и он начинает уже сам обманывать себя чтобы только не почувствовать себя в дураках. Часто системы выстроены так, что начиная с определенного уровня роста, они поддерживают себя еще и за счет страха».

Итак, потусив с демонами, материалист Воеводский откровенно признал связь духовного мира с «явлениями реального плана». Кроме того, он сформулировал важнейший механизм искушения дьяволов, который «есть ложь и отец лжи»: заманивание в мышеловку «верной на начальном этапе идеей». Продолжим читать это уникальное интервью:

«Еще цитирую. "Выражу робкую надежду на то, что во второй части встретятся слова о критическом анализе причин тех видений, которые Вас посещали, и об отношении этих видений к физической реальности."

- Сначала об очень общей идее, которую мне было трудно принять, но, основываясь на всем том опыте, через который я прошел за последние пять лет, ничего другого я придумать не смог. Вокруг нас есть нечеловеческие разумы. Под словом "разум" я здесь понимаю информационную систему, обладающую памятью, мотивациями, способностью к моделированию внешнего мира и к планированию. Они не "инопланетны", а исконно земные и, скорее всего, эволюционно старше, чем люди. Эти разумы активно (и иногда негативно) влияют на жизнь людей.

Мир этих разумов очень сложен, может быть даже сравним по сложности с той частью мира в целом, которую мы сегодня называем физической реальностью. Спекулировать о структуре этого мира мне бы не хотелось, потому что мне не хватает для этого фактов, наблюдений. Даже простейшие вопросы на сегодня для меня не имеют однозначных ответов. Я уверен, что эти разумы взаимодействуют с людьми. Почти уверен, что с высшими животными. А как они взаимодействуют с низшими животными? С неживой материей? Соображения логической непротиворечивости, которой должна удовлетворять полная картина мира, подсказывают, что как-то взаимодействуют. В этом смысле, они тоже есть часть "физической реальности". Просто это часть, про которую мы знаем очень и очень мало. Эту часть мира нужно изучать и изучать, используя научную методологию».

Ну, про научную методологию мы уже выше сказали. Я бы не рискнула соваться к «разумам» с научной методологией. Я тут скорее склонна следовать советам Пелевина, который явно не чужд общению с «разумами», правда, в отличие от Воеводского, при помощи веществ: «– У человека есть мир, в котором он живет, – назидательно сказал сирруф. – Человек является человеком потому, что ничего, кроме этого мира, не видит. А когда ты принимаешь сверхдозу ЛСД или объедаешься пантерными мухоморами, что вообще полное безобразие, ты совершаешь очень рискованный поступок. Ты выходишь из человеческого мира, и, если бы ты понимал, сколько невидимых глаз смотрит на тебя в этот момент, ты бы никогда этого не делал. А если бы ты увидел хоть малую часть тех, кто на тебя при этом смотрит, ты бы умер со страху».

Если на секунду представить то "разумное поле", о котором говорит Воеводский, то как смешны люди, боящиеся влияния радиоизлучения. Вокруг них постоянно «излучение» похлеще. Интересно, что параноики часто думают, что соседи их облучают через розетку. То есть они имеют живой опыт общения с «разумами» и чувствуют это влияние, но тоже стараются дать «материлистическое объяснение».

Конечно, современному человеку трудно представить существование невидимых духовных существ. Как трудно было материалистам 18 века поверить в существование невидимых микробов, вызывающих инфекцию. Да большинство из нас и сейчас плохо представляют себе механизмы действия микробов, но это не мешает людям мыть руки (если вы понимаете, о чем я). Кстати, экспериментировать с «разумами», на мой взгляд, поопаснее, чем добровольно подвергать себя заражению чумой.

ДЕМОНЫ И ФАНТАСТЫ

Отдаленно представить себе «мир разумов» могут помочь именно люди, которые творчески вышли за пределы видимой реальности. И это не только Пелевин с веществами. Это и другие, не менее известные научные фантасты. Хотите представить себе «бесплотный разум»? Попытайтесь представить себе помесь океана из «Соляриса» с агентом Смитом из «Матрицы».

«Солярис», на мой взгляд, занудноватое произведение, но считается гениальным – может, именно потому, что как-то отображает пока неизвестную нам реальность «существ»? Для тех, кто не читал: Вкратце, идея Лема в том, чтобы попытаться представить мыслящее существо за пределами привычных нам форм. В его случае – это жутковатый океан, покрывающий всю поверхность планеты Солярис. Этот океан как-то взаимодействует с разумом летающего над ним космопутешественника, и материализует образы из его головы. Например, присылает ему его жену во плоти. А потом еще одну такую же... А потом еще одну...

С агентом Смитом многие знакомы ближе – это антигерой «Матрицы»: тоже нечеловеческий (или не антропоморфный) разум в виде компьютерной программы, который может вселяться в разум людей.

Наверняка фантасты 20 века придумали еще кучу всяких интересных образов, которые позволят нам приблизиться к пониманию «разума без тела».

«Духовный мир», в общем, пока через микроскоп не рассмотришь. Но нам с вами проще. Вот, например, беременность Девы Марии – можно было смеяться над этим в веке господства механической физики, но мы-то с вами живем в веке искуственного оплодотворения, генной инженерии и радиактивных катастроф. Нам гораздо легче представить, что женщина может забеременеть под воздействием... ну назовем это «излучение определенного рода».

К сожалению, я, как и благословенный Анонимус, который дал мне интервью Воеводского, сначала соприкоснулась именно с темной сферой этого «духовного мира», то есть для начала живо ощутила существование демонов. Именно это дало мне возможность допустить и существование Бога.

Этот краткий экскурс в мир оккультно-бессознательного мне хотелось бы закончить словами Клайва Льюиса, которая удивительным образом пересекается с приведенной выше цитатой Пелевина:

«Кто-нибудь, возможно, спросит меня: "Не хотите ли вы в наше просвещенное время вновь представить нам старого приятеля, дьявола, с рогами, копытами и всем прочим?" Я не знаю, при чем тут просвещенное время, и меня не особенно интересует такая деталь, как рога и копыта. Но в остальном я ответил бы: "Да, именно это я собираюсь сделать". Я не утверждаю, что мне что-либо известно о его внешности. Если кто-то действительно желает узнать его получше, такому человеку я скажу: "Не беспокойтесь. Если вы в самом деле хотите познакомиться с ним поближе, то непременно познакомитесь. Понравится ли вам это — другой вопрос"».