Ничего святого
31.10.2017
341 просмотр
Найдено в Интернетах

Автор: Шамиль (Павел) Зарипов
Источник: protoinfo.ru

Приближается 31 октября, и множество людей внезапно начинают готовиться к так называемому Хэллоуину (Halloween) — «Дню всех святых». При чём тут тыква, зачем молодёжь наряжается в демонов и чудовищ и какая у всего этого связь со святыми?

Кельтский праздник урожая… и смерти

Праздник, от которого берёт начало современный Хэллоуин, появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало нового года, новой жизни вообще они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31 октября на 1 ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. Есть распространённая среди современных христиан точка зрения, что кельты почитали бога смерти по имени Самайн (Самхаин и др.), умилостивляя его жертвами; другие источники говорят, что «Самайн» (Саман, Сауин и так далее) следует переводить с ряда языков кельтского происхождения как «конец лета». В ирландском Samhain — это ноябрь.

Кельты считали, что в этот день бог умирает, чтобы позже родиться вновь, и праздновали окончание старого года и начало нового. Также в этот день завершали складирование зерна, резали скот, делая запасы на зиму. Во время праздника жгли костры; люди прыгали через них или проходили между ними: это символизировало очищение. По преданию, в этот день умирали люди, нарушавшие обрядовые табу.

В канун новогоднего торжества друиды (кельтские жрецы) тушили все огни: домашние очаги, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. От этого костра огонь впоследствии разносили в дома.

Друиды верили, что если бог смерти (или просто духи) останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хэллоуин разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является «забава» Trick-or-Treat (кошелёк или жизнь), представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Древние кельты готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, т.к. верили, что если те не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

И в современных северных областях Ирландии и Шотландии проводятся всевозможные ритуалы умилостивления духов.

Миссионерская дипломатия

Со дня Пятидесятницы (дня создания Церкви) служителям Христовым было необходимо вести миссионерскую деятельность в языческой среде. Порой христианство и язычество вступали в смертельную конфронтацию, когда проповедников убивали. Но следом приходили новые люди, рассказывающие о Христе, и спустя почти триста лет борьбы с римским синкретизмом Церковь победила.

Неправомочно считать, что христианство навязал Римской империи Константин Великий. Христиан в то время было не более десяти процентов, но правитель понимал, что разрозненное противоречивое язычество не в состоянии что-либо противопоставить таинственной Силе, которая в ночь перед решающей битвой явила ему крест и сообщила «этим победишь!». Показать римлянину крест (орудие казни!) как оружие победы — это по-настоящему сильно. Но Константин поверил и вошёл и в историю, и в святцы.

В Восточной Римской империи христианство стало государственной религией со всеми плюсами и минусами этого положения. В 7-м веке в Англии бенедиктинский учёный монах Беда Достопочтенный составил труд «Церковная история народа англов», где собрал историю миссионерской деятельности Церкви среди островных народов. Там приводится интересное письмо святителя Григория Великого к посланному им аббату Меллиту.

«Когда Бог Всемогущий приведет вас к нашему преподобнейшему брату епископу Августину, сообщите ему мое решение, принятое после долгих раздумий относительно народа англов. Я решил, что храмы идолов этого народа не должны быть разрушены. Уничтожив находящихся в них идолов, возьмите святую воду, и окропите эти капища, и воздвигните в них алтари, и поместите святые реликвии. Ибо если храмы выстроены прочно, весьма важно заместить в них служение идолам службой Истинному Богу. Когда эти люди увидят, что святилища их не разрушены, они изгонят заблуждения из своих сердец и с большей охотой придут в знакомые им места, чтобы признать Истинного Бога и молиться Ему.

Также можно заменить каким-либо праздником присущий им обычай закладывать быков в жертву демонам. Так, в день освящения даров или в праздники святых мучеников, чьи реликвии помещены в храме, следует позволить им возводить вокруг храма шалаши из веток и праздновать там. Не давайте им приносить животных в жертву дьяволу, но пускай они сами употребляют их в пищу, благодаря Творца всех созданий за Его щедрые дары. Так через внешние радости им легче будет прийти к радостям внутренним; ведь невозможно в один миг лишить всего их неподатливые умы.

Человек, намеревающийся взойти на вершину, карабкается по уступам вместо того, чтобы перепрыгивать через них. Так и Господь, явив себя израильтянам в Египте, повелел им служить Ему теми же жертвами, что до того они приносили дьяволу, и приказал им закладывать животных в жертву Ему. Уже с иными чувствами они откладывали часть жертвы и оставляли прочее, и хотя они закладывали тех же самых животных, но приносили их в жертву Истинному Богу, а не идолам, и, значит, это была уже иная жертва. Это вы и должны передать нашему брату, дабы он в своем положении рассудил, как лучше это сделать».

Именно эта методика миссионерства привела к наибольшей эффективности и во многом сформировала наш богослужебный круг. Так, у нас сегодня есть праздники, заместившие когда-то языческие. Например, доподлинно неизвестно, когда именно родился младенец Иисус Христос. Но 25 декабря в Римской империи праздновали день Непобедимого Солнца (по разным версиям, Митры или Сола). И вот в 4-м веке священноначалие принимает решение установить празднование Рождества Христова — с целью рассказать людям о праздновании рождения «Истинного Солнца Правды». В Писании и песнопениях Господь называется Незаходимым Светом (Откровение, главы 21–22) и Солнцем правды (Малахия 4:2). В праздник заложена радость о том, что Господь пришёл в мир, чтобы принести нам спасение, в песнопения заложено догматическое поучение об учении Церкви. Сравните это с рекомендациями святителя Григория Великого, и вы будете смеяться над «разоблачениями», в которых утверждается, что православные празднуют языческие праздники.

Хэллоуин — дипломатический провал… или реакция?

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и примерно в 5-м веке установили в первый день нового года христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание всех святых совершается в первое воскресенье по Пятидесятнице, т.е. пятидесятый день после Пасхи плюс неделя).

От праздника Всех Святых — т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до Hallow E’En, — и происходит слово «Хэллоуин».

На усилия Церкви побороть языческий культ антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности. Многие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, люди наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Святые Дары употреблялись для кощунственных действий.

Церковь, в рамках своей миссионерской дипломатии, попыталась взять от религиозной системы кельтов важное и достойное, чтобы дать людям старое содержание на новый лад – то есть память предков и почитание умерших. Насколько успешно это получилось, можно судить по тому, что 31 октября в Западной Церкви память всех святых всё же чтится — там, где есть такое почитание. Люди вспоминают именно святых и молятся об усопших. Но параллельно существует некое остаточное явление от языческого праздника — со всем известными атрибутами.

Фонарь Джека

Посмотрим в «Википедии», что представляет собой фонарь Джека (он же зловеще улыбающаяся тыква). «Традиция вырезания лица из тыквы имеет многовековую историю. Согласно ирландской легенде (очевидно, что созданной уже после принятия христианства. — Прим. авт.) жадный до денег кузнец-выпивоха Джек предложил как-то властителю преисподней пропустить с ним пару стаканчиков в трактире. Когда пришло время расплачиваться, предприимчивый ирландец попросил Дьявола обратиться монеткой. После чего Джек, не мудрствуя лукаво, быстро положил её к себе в карман, где как раз лежал серебряный крестик. Дьявол оказался в ловушке — “у Христа за пазухой”. И, как ни старался, он не мог принять первоначальное обличье. В конце концов, Дьявол добился своего освобождения, пообещав взамен год не строить Джеку козни, а также после его смерти не претендовать на его душу.

Во второй раз хитрый кузнец обвел вокруг пальца доверчивого Сатану, попросив его залезть на дерево за фруктами. Как только нечистый взгромоздился на раскидистую крону, Джек нацарапал на стволе крест. Так он выторговал себе ещё десять лет беззаботной жизни. Воспользоваться полученными привилегиями выпивоха Джек не смог, потому что в скором времени умер. После смерти грешника не допустили в рай. Ни Богу, ни дьяволу Джек оказался не нужен.

Неприкаянный ирландец в ожидании Судного дня был вынужден бродить по земле, освещая себе путь кусочком угля, который ему напоследок бросил лукавый. Джек положил тлеющий огонек в пустую репу и пустился в странствование. Отсюда и название фонаря — англ. Jack-o-lantern, сокращённое англ. Jack of the Lantern».

Там же мы читаем интересное дополнение о распространении хэллоуинской резьбы по тыкве:

«Впервые “светильники Джека” появились в Великобритании, но первоначально для их изготовления использовали брюкву или репу. Считалось, что подобный плод, оставленный в День всех святых около дома, будет отгонять от него злых духов. Когда традиция празднования Хэллоуина распространилась в США (благодаря шотландским и ирландским мигрантам), светильники стали делаться из тыкв, более доступных и дешёвых. Впервые создание тыкв-светильников в Северной Америке было зафиксировано в 1837 году; этот ритуал, проводившийся во время сбора урожая, не имел никакого отношения к Хэллоуину вплоть до второй половины XIX столетия».

Подобная история есть и в текстах для чтения наших школьных учебников английского языка. Итак, мы узнаём из открытых источников (которые легко проверить другими), что традиция использования тыквы чрезвычайно поздняя. Но даже более древняя традиция изготовления подобных светильников исходит из легенды о падшей неприкаянной душе. В православии нет учения о призраках людей. Неприкаянно бродят по земле, причиняя людям неприятности, только бесы.

Публикуется в сокращении.