ПОЧЕМУ Я НЕ ВЕРЮ В ЯЗЫЧНИКОВ
09.01.2017
2681 просмотр
Анна Гаевская

Есть такой хороший стих:
Я верю в честность Президента
И в неподкупность постовых,
В заботу банка о клиентах...
В русалок верю, в домовых......

Так вот. Я тоже много во что верила и верю. В детстве я верила, что у меня есть магические силы, в частности я умела призывать ветер и вызывать дождь. Сейчас я верю, что сдам германистику в этом семестре с первого раза (что малореально, но да вера ж горы двигает). Но есть вещи, в которые я поверить никак не могу. Вот такой уж я Фома Неверующий.

В частности не верю я в язычников. А конкретно в современных язычников. Нет, я не считаю их плохими «сотонистами». Ну, нравится человеку называть себя язычником – ради Бога… упс, ну ради богов, в таком случае. Я вот тоже себя лет в 10-12 ведьмой называла. Но суть-то таки от этого не менялась.

Древние язычники были великими людьми, воистину великими. Представьте тот миг (сейчас я перейду больше в поэзию, но…), когда просыпаешься под огромным неизведанным небом, которое переливается сотнями оттенков, которое невыразимо прекрасно, но красоту всё же хочешь выразить. Когда впервые встречаешь паука, который ткёт тоненькую, но крепкую нить: сам маленький-маленький, а нить огромная-огромная. Когда твоим глазам впервые открывается море… оно ошеломляет, не правда ли? Лично я, впервые увидев в детстве море, слегка перепугалась. Оно… хм… великоватое слегка.

Другими словами, общение древнего человека с природой – это как свидание с прекрасной и таинственной незнакомкой в вуали. Она прекрасна в своей загадочности, она та самая Прекрасная Дама, ирреальная и эфемерная, о которой писали труверы. Она та самая Лаура, о которой ничего конкретного не писал Петрарка, которая осталась для него просто следами божественных ножек на песке и неземным образом. Не зная всё об этой прелестнице, очарованный её юноша придумывает себе идеальный образ. Да, и сейчас мы часто говорим об идеализировании объектов нашей влюблённости.

Вот так вот воспринимали окружающий мир язычники. И это самое прекрасное восприятие породило множество прекрасных мифов. Из которых до сих пор черпают современные авторы, скажу больше: как по мне, ничего нового в сюжетах или формах со времён античности не придумали. Даже «Ромео и Джульетта» передраны из одного моментика в «Метаморфозах». Благодаря этому глобальному и поэтическому мышлению древних у нас есть то, что у нас есть: поэзия, проза, драматургия. Образы и легенды, которые нереально цепляют.

Однако вернёмся к нашему очарованному юноше, который знакомится со своей Прекрасной Дамой поближе, и выясняется, что не такая уже она и воздушная. Что, перекушавшись слив, она засядет в туалете, а на солнце обгорит и начнёт облазить. А ещё в определённые биологические периоды она бывает крайне раздражительной и плаксивой. Что она боится щекотки и терпеть не может, когда её гладят по волосам.

Остаётся ли она для него таким же эфемерным и идеальным созданием, как и раньше? Уверена, нет. Да, наш парень продолжает её любить (надеюсь), однако это уже далеко не то восприятие, что было в начале общения. Словом, это уже не Лаура и не Беатриче.

Так вот, к чему я веду. В наше время природу уже настолько изучили, настолько разложили по полочкам, что практически каждому биологическому, химическому и физическому явлению есть объяснение, а если нет, то скоро будет. Мы знаем, отчего берётся радуга и почему наступает прилив. Мы покорили эту природу, запустив электричество в наши дома. Мы даже что-то там делаем с атомом, который – ух тыыыы! – работает на нас.


Именно поэтому я не верю в язычников. Простите. Но весь этот мир для нас уже никакая не Лаура и не графиня Триполитанская, а жена, с которой мы прожили двадцать лет в законном браке.

Поэтому кишка тонка у наших современников быть язычниками, размах мысли не тот, фантазии особо нет. А нашей фантазией мы горазды только перекособочивать старинные сюжеты на новый лад.


Источник