Про идеальную церковь
27.02.2014
7710 просмотров
Дарья Косинцева

Когда кто-нибудь из моих знакомых в очередной раз постит какой-нибудь очередной инфоповод типа "верующие оказались тупее неверующих" или боян с надписью "свечи, купленные вне храма, недействительны", у меня вовсе не появляется никакого желания праведно биться за честь Веры. Я оставляю это поднаторелым борцунам, которые, похоже, сами не очень-то верят в то, за что борются.

Я вовсе не обижаюсь на все эти антиклерикальные новости на Лентеру, пастафарианство и боянистые картинки. Меня просто разочаровывает то, что мои интеллигентные, умные знакомые теряют всякую способность здраво мыслить при упоминании о церкви и переключаются в режим собаки Павлова: "стимул-реакция", "попы-презрение".

Не видя жизни верующих дальше заголовков Лентыру, мои интеллигентные знакомые знают, как должна быть устроена Хорошая Либеральная Рукопожатная Церковь в пику "ОПГ РПЦ" (впрочем, это явление изящней меня затроллит вот этот гениальный постик, выдвигающий в кандидаты главы Новой Церкви Льва Давидовича Щаранского).

На выходе, правда, частенько выясняется, что дело не в продажных свечеторговцах, а просто в глубинном представлении о том, что "верующие тупее неверующих". Иногда я пытаюсь вяло помахать своей альтернативной точкой зрения, однако видя, что ее мало кто оценит, прохладно и с легкой грустью пролистываю очередной унылый диспут между либералами и нравственно-возрожденцами.

Потому что вера вообще не про это. За веру не надо биться, веру вообще не надо особенно защищать: это как если бы вы жевали шоколадку, а рядом стоящий человек, не пробовавший шоколада, брезгливо говорил: "Фу, как ты можешь есть эту коричневую гадость!" Я могу только сказать: "Попробуй, это вкусно". У меня в этот момент вряд ли возникнет желание запихивать ему насильно в рот шоколадку. Я лучше поделюсь с тем, кто оценит.

Вера - это не про свечки. Вера - про новый уровень понимания мира, самоощущения и самоосознания, про новое отношение к людям, про поиск внутри себя опоры в борьбе против мейнстрима и манипуляции. И на этом уровне начинаешь гораздо лояльные относиться и к свечкам и прочим внешностям религиозной жизни, которые так отпугивают тех, кто еще не готов поверить. Как в сказке про девочку, у которой либо лукошко с собой было, либо ягодки сами показывались из-под листочков: в конце концов приходит понимание, что за ягодками надо нагибаться. 

Чтобы выйти за предел своих обычных чувств и представлений, приходится отказаться от каких-то привычных оценок (как говаривал Тертуллиан, верую, ибо абсурдно). Перестать кичиться свой начитанностью и IQ, например. Перестать ждать, что тебе поднесут сверкающую, как медный самовар, церковь, в которую ты войдешь, сияющий и прекрасный, достойный всех тех умных и благородных людей, которые там собрались. И они достойны тебя. И все вы вместе идете по пути Просветления. Да вот нет... Первый шаг на пути просветления - осознание, что ты хуже любой "церковной ведьмы" и любого попа на лимузине.

Во всех сказках сокровище охраняют злобные драконы. Сокровище христианства охраняют, например, бабульки-свечницы: некреативные, нетолерантные, нерукопожатные и негламурные. Специально для тех, кто хочет, не выходя за свою зону комфорта, обрести новое качество жизни.