Все религии ведут к Богу? Часть 2
16.02.2017
1427 просмотров
Переводы

Продолжение
статьи, в которой автор рассматривает типичные доводы эзотериков и универсалистов. Картинка как раз иллюстрирует такой подход, характерный для Нью-Эйдж, эзотерики, позитивной психологии и т.п.

Источник: reasonsforjesus.com
Автор: Steven Bancarz
Перевод: Наталья Кайда

Христианство и ислам противоречат друг другу.


Христиане верят, что Иисус умер на кресте в искупление грехов всего мира и воскрес из мертвых, чтобы люди могли обрести вечную жизнь через веру в Него. Иисус является единственным путем к Богу, поскольку предоставляет единственное решение дилеммы человеческой греховности.

"Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, 4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию". (1-е послание к Коринфянам 15:3-4)

Все христианство основано на вере в то, что Иисус умер на кресте и воскрес на третий день. Однако Коран утверждает другое:

"И сказали: "Воистину, мы убили Мессию Ису (Иисуса), сына Марьям (Марии), посланника Аллаха". Однако они не убили его и не распяли, а это только показалось им. Те, которые препираются по этому поводу, пребывают в сомнении и ничего не ведают об этом, а лишь следуют предположениям. Они действительно не убивали его (или не убивали его с уверенностью). О нет! Это Аллах вознес его к Себе, ведь Аллах — Могущественный, Мудрый". - Коран (4:157-158)

Либо Иисус умер на кресте за наши грехи и воскрес, чтобы привести нас к Богу, либо нет. Если Он умер и воскрес, то истина в христианстве. Если нет, то истина в исламе (или в какой-нибудь другой религии). Но ислам и христианство одновременно не могут быть истиной, если они противоречат друг другу в самом фундаментальном вопросе.

Ислам и христианство также придерживаются взаимоисключающих взглядов на грех, жизнь после смерти, природу Бога, волю Бога, план Бога для человечества, божественность Христа, цель и смысл жизни, моральную ответственность, отношения с Богом, нормы поведения, спасение, искупление и природу души. Если они настолько противоречат друг другу, обе религии просто не могут быть истинными.

Но разве все религии не учат любви к ближнему?


Основной довод защиты сторонников идеи, что все религии ведут к одному и тому же Богу состоит в том, что они все содержат сходные моральные правила. "Ну, разве все религии не учат прощению, доброте, любви? Значит, в основе они все содержат одну и ту же Истину. А это и есть путь к Богу".

Если оставить в стороне факт, что социальная мораль составляет совсем незначительную часть любой из крупнейших религий, основная проблема заключается в том, что трактовка "любви" также очень отличается во всех религиях, так что даже этот принцип нельзя назвать общим фундаментом всех религий. Подход к идее о любви к ближнему и творению в каждой религии содержится в определенном контексте с очень специфическими теологическими и философскими декорациями.

Да, конечно, любовь есть любовь. Но невозможно ради универсализма изолировать понятия о любви к ближнему от их религиозного контекста. К примеру, вот что говорит Иисус о любви к ближнему: "А фарисеи, услышав, что Он привел саддукеев в молчание, собрались вместе. И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." (Матфей 22:34-39). Заповедь Иисуса любить ближнего, как самого себя, можно полностью понять только в контексте монотеистического иудаизма, поскольку здесь любовь необходима для исполнения морали, установленной Богом, и всех заповедей Торы.

Все религии не учат "просто любви", они все говорят о любви в контексте своей теологии и в неразрывной связи со своей идеологией. Иисус не учил нас прощать, потому что это улучшит нашу карму в следующей жизни или потому что это поможет нам покинуть колесо Сансары. Он учил нас прощать, потому что и Отец Небесный прощает наши грехи. Любая моральная добродетель в каждой религии неотделима от специфической теологии этой религии. И если даже большинство религий учат нескольким сходным добродетелям, это вовсе не означает, что они все указывают на одну и ту же наивысшую Истину.

Сравнивать Иисуса с Буддой - все равно, что сравнивать Гитлера с Кеннеди.


Утверждать, что христианство и буддизм одинаковы по сути, поскольку учат любви как высшей моральной добродетели, это все равно, что заявить, будто Адольф Гитлер и Джон Кеннеди придерживались одинаковых взглядов на государственное устройство, так как оба считали, что граждане обязаны платить налоги. Налоговая система занимает совершенно незначительную долю в их политических моделях, и даже их взгляды на налоговые системы различались. Это совершенно разные налоговые концепции, содержащиеся в совершенно разных идеологиях. Гитлер и Кеннеди оба утверждали, что граждане должны платить налоги. И что? Иисус и Будда оба учили любить ближних? И что?

Выдернув несколько моральных законов из контекста, в которых они описаны в большинстве религий, все, что мы сможем доказать, так это факт, что между незначительной частью морально-этических принципов, содержащихся в нескольких религиях, есть некоторое сходство - если полностью проигнорировать богословские модели, в которые эти принципы вплетены.

Как-то я видел интервью с Джимом Керри, где он сказал: "Я - иудей, буддист, христианин, индуист, мусульманин... Как вам угодно". Джим таким образом говорит, что он одновременно верит в грехопадение и не верит в грехопадение, что мы нуждаемся в Спасителе, и что нам не нужен никакой Спаситель, верит в Рай, но не в физическое воскресение, в вечные адские муки и реинкарнацию, в политеизм и в монотеизм, в пантеизм и атеизм. Вот в чем дело: мы не должны извлекать религиозные (как и исторические) предположения из наших личных духовных исканий.

В эзотерике люди стараются относиться к окружающим с любовью и стремятся испытать мистические состояния сознания, когда их наполняет умиротворение и гармония. Они хотят остановить внутренний диалог и стать хозяевами собственного разума, чтобы преобразить свою собственную жизнь и судьбы окружающих. Но личное стремление к психоэмоциональному здоровью или духовному благополучию никоим образом не позволяет нам бесцеремонно вторгаться в религиоведение и делать исторически неверные заключения о том, что все религии учат одному и тому же.

Если мы действительно хотим разобраться, чему учат разные религии, нам надо хотя бы прочитать учебник сравнительного религиоведения, а еще лучше - изучить собственные тексты каждой из религий. Невозможно установить медитативным путем, что все религии ошибаются, или что все они учат одной и той же истине.

Мы можем практиковать медитацию, концентрацию внимания, любовь и сочувствие к ближним, но на основе этого личного духовного и мистического опыта нельзя прийти к выводу, что все эти ценности и добродетели содержатся во всех религиях, или что истинность (либо ошибочность) религии могут быть выведены из нашего субъективного опыта.
Никакой личный духовный опыт, который мы можем получить через безграничную доброту, остановку внутреннего диалога, духовное уединение, изменение сознания, душевное равновесие, или расширение нашего энергетического поля, не приведет нас к выводу о том, что Бог воскресил (или не воскресил) Иисуса из мертвых в Иерусалиме 1-го века н.э. И не приведет к выводу о том, что Иисус и Мухаммед учили одному и тому же.

Иными словами, ни субъективный опыт, полученный из духовных практик, ни стремление к обобщениям не могут доказать, что все религии истинны, и приводят к одному и тому же Богу.


Подведем итоги.


Все религии не указывают на одну и ту же истину. Большинство из них логически несовместимы друг с другом. Некоторые религии отрицают существование Бога, другие же основаны на его реальности. Огромные различия между религиями не могут быть проигнорированы простым извлечением сходных моральных принципов из их теологического контекста.

Сказать апологету любой из мировых религий, что все религии истинны, потому что в каждой из них содержится доля моральных ценностей - то же самое, что сказать ведущим шеф-поварам из различных стран, что рецепты их национальных блюд совершенно одинаковы, потому что в любое из них входит соль. Тот факт, что при приготовлении большинства блюд используется соль, не означает, что соль в итоге неизменно создает какое-то общее, универсальное блюдо, независимо от исходного рецепта. Так и моральные законы, вырванные из философского и богословского контекста всех религий, не означают, что они все ведут к Богу.

Эта статья не ставит своей целью доказать истинность христианства или ошибочность остальных религий. На самом деле, если бы даже христианство не было истиной, это никак не изменило бы цель статьи. Цель статьи - просто показать, что все религии не могут указывать на общую универсальную Истину, и какие-то из них явно заблуждаются, поскольку очевидно противоречат друг другу.

Но как же мы можем узнать, какая религия истинная, а какая ошибочна? Точно так же, как мы бы установили истинность любого нерелигиозного убеждения, просто путем анализа и оценки доводов и свидетельств. При таком подходе христианство легко доказывает свою истинность, как мы и сможем убедиться в дальнейших статьях.