Юродивые: как увидеть Иное
12.12.2017
1308 просмотров
Найдено в Интернетах

Автор: прот. Сергей Лепин

Однажды, в X веке, во Влахернском храме в Константинополе людям явилась Богородица, окруженная сонмом ангелов и святых. В храме собралось множество народа, но увидели Ее только два человека: юродивый Андрей и его ученик Епифаний. Предание об этом событии легло в основу праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Вероятно, среди молящихся хватало умных, образованных, респектабельных, состоятельных, солидных господ – притом благочестивых и богобоязненных. Уверен, что там просто не могло не быть священников, а может, и епископов. Возможно, там даже патриарх был или сам император. Хотя нет, последние два – маловероятно, ибо тогда юродивых не пропустили бы через турникеты: в таком прикиде да без пригласительных билетов... Но чудеса бывают!..

Среди всех присутствующих Божию Матерь увидел только юродивый со своим учеником. Почему? А всё очень просто! Во-первых, кому Бог захотел, тому и явил: Он же Бог! Во-вторых, юродивые – они на то и юродивые, чтобы видеть не то, что видят все. А в-третьих, все другие были ж не юродивыми, правда?

Все другие видели много чего другого: онтологию Хайдеггера, историю исихазма, теорию струн, годовой баланс градообразующей фабрики, где одолжить сто рублей до следующего месяца…

А есть такие вещи, которые можно увидеть только без микроскопов и телескопов и описывать без всяких ссылок по ГОСТу – вот просто взять и посмотреть. Простота, много простоты – как обязательное условие. Мы вообще разучились видеть вещи такими, как они есть, – они нам сами по себе не интересны. Мы их не выносим и не перевариваем – как свежее, неразбавленное, не восстановленное, не пастеризованное молоко… Нам нужен тетрапак и теории.

Вы не видите в инфракрасном диапазоне, а некоторые живые существа видят. Это не значит, что инфракрасное видение – иллюзия и самообман. Вот в философии XX века много говорилось о непосредственном умозрении, беспредпосылочности, об интенциональности… Юродивые – уверен, они ищут там же, где и философы. Просто некоторые ходят на руках потому, что они акробаты, а некоторые – потому, что у них нет ног.

Юродивые – это собирательное слово, которое вне контекста обозначает людей с врожденной или приобретенной инвалидностью, психически больных и просто... глупых (как в притче о Десяти девах). Вместе с тем это еще и чин святых угодников. Жития склонны ориентировать читателей на понимание подвига юродства исключительно как сознательного уничтожения своего профессорского диплома и произвольно имитируемую неадекватность. Не исключая подобного развития сценария, я всё же уверен, что как минимум некоторые из святых юродивых вполне могли иметь какой-либо диагноз. И несмотря на это, вопреки этому и даже благодаря этому они могли видеть Иное, являть его и достигать того, чего не достигли мы.

Не только здравие и рациональность делает человека ценным! Видать, иногда даже агиографам трудно поверить в то, что человек мог быть настолько ущербным для века сего и настолько преуспевающим в жизни во Христе одновременно.

Народная любовь к «юродивым» – не только акт альтруизма и самопожертвования. Это еще и мудрое понимание того, что Бог может через них ниспослать тебе благо или явить тебе уже имеющееся у тебя. Думаю, только оказавшись по ту сторону двери жития, мы сможем понять, какую роль эти никчемные несчастные судьбы убогих и сирых играли в судьбах Вселенной. И я удивлюсь, если выяснится, что не на их плечах держалось небо.

Больше всего святых юродивых было на Руси... Разумеется, в наших реалиях умному человеку невозможно обойтись без некоторой доли юродства, но всё же не надо путать приспособляемость к обстоятельствам века сего со святостью.

Быть добрым и благочестивым – невыгодно и «нерационально». Путь святости (любой, а не только подвиг юродства!) всегда является своего рода безумием. Как говорил святитель Афанасий Александрийский, «мы называем умным того, кто умеет выполнять Божью волю». И поскольку люди мудростью и образованностью могут называть даже самые мерзкие безумства, то и Новый Завет настраивает своих последователей на то, что они будут гонимы не только физически, но и рационально – т.е. духовно и душевно у них тоже всё может быть не очень благополучно. По отношению к некоторым «достижениям» человеческого гения христиане должны занять радикальную позицию: отречься от них, став «безумными для мира сего».

Поэтому нижеприведенные цитаты из Слова Божьего суть обоснование не подвига юродства в узком смысле этого слова, а теория ВСЯКОГО христианского отношения к действительности – даже если речь идет об отношении к ней министра образования.

«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим…» (1Кор. 4:10)

«Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1Кор. 1:20)

«Никто не обольщай самого себя. Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым» (1Кор. 3:18)

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...» (1Кор. 3:19)

«…слово о кресте для погибающих юродство есть» (1Кор. 1:18)

«…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих» (1Кор. 1:21)

«…мы проповедуем Христа распятого… для Еллинов безумие» (1Кор. 1:23)

«…потому что немудрое Божие премудрее человеков» (1Кор. 1:25)

Юродство – часть аскезы, которая, как известно, необходима для всех, а не только для монахов. Тем не менее христианские ценности и идеалы пререкаемы в мире сем. Преподобный Антоний Великий говорил: «Приходит время, когда люди будут безумствовать, и если увидят кого не безумствующим, восстанут на него и будут говорить: "Ты безумствуешь", – потому что он не подобен им». Банальные примеры: не так давно всякий верующий человек считался неадекватным мракобесом, а нынче людей, которые поддерживают запрет абортов и не приемлют нормализацию гомосексуализма, считают неадекватными, а то и опасными для общества личностями.

И всё же какое странное сочетание: ученик юродивого! Какое может происходить тепло ото льда? Чему может научить юродивый? Юродству во Христе! Любое состояние (произвольное и непроизвольное) нуждается в «воцерковлении». Теоретически любая скорбь и болезнь может стать обстоятельствами спасения, но практически далеко не всякая скорбь и болезнь – «Христа ради», т.е. служит раскрытию Образа Бога в человека и для человеков. Некоторые скорби, увы, служат обратному...

И, друзья, не путайте: далеко не всякая дурковатость является признаком святости. И далеко не всякая тупость может быть извинительна как инвалидность и тем более наделяться льготами – как материальными, так и духовными.

У меня для вас плохая новость: даже юродству нужно учиться!

Источник.