Благими намерениями
30.11.2018
1202 просмотра
Блог портала "Предание.ру"

Автор: Владимир Берхин
Источник: blog.predanie.ru

Как выглядит Бог? Нет, не как выглядит икона, а как выглядит Бог?

Я вот тоже не могу ответить. Хорошо, другой вопрос: А Он прямо сейчас чего хочет от нас? Если мы считаем, что Он – повсюду, значит Он – здесь, в этой комнате. И, наверное, Ему что-то нужно. Вы можете точно сказать – что именно? И я не могу.

Я тысячи раз слышал выражение «отношения с Богом». Не считая случаев плохих отношений, когда некто на Бога (или на то, что он придумал вместо Бога) всерьёз обижается, выговаривает Всевышнему за свою плохую жизнь и как библейский Иов требует Творца Вселенной на суд, отношения с Богом почему-то всё время сводятся к отношению с чем-то другим.

Например, к отношениям с текстами, когда Воля Божия изыскивается то в Священном Писании, то в канонах, то в постановлениях Синода, а то и в текущей политической повестке. Разве вы не видели людей, которые уверены, что служат Богу, хотя на деле работают бесплатной пехотой в политических баталиях? Или к отношениям с людьми — будь это манипуляция или честное заблуждение, когда глас Божий приписывается то маме, то начальству, то случайному встречному-поперечному. Это — ложные отношения. А вот как выглядят хорошие, правильные отношения человека и Бога? Не истеричные обидки, а нормальные отношения? Мне кажется (и я не зря начал со странных вопросов) что главный признак отношений – их предельная конкретность. У меня есть отношения с Васей и есть отношения с Петей. Значит, что я чётко отличаю Васю от Пети, понимаю, что хочет один и что хочет другой, отличаю одного от другого. А могу ли я сказать, что чётко отличаю, когда я общаюсь с Богом, а когда нет? И часто ли моя молитва — осмысленное обращение к Тому, Кого я знаю?

Невозможно для христианина, почитателя Бога Живого, в принципе не иметь отношений с Богом, конкретным, как соседка. Слишком часто Христос говорит в Писании «Я». Пусть, Истина и Жизнь – Он, а не Его тексты или Его правила. Тем более что заповеди намеренно ужесточены до полной неисполнимости, а тексты существуют в таком сложном, легко перетолковываемом виде, что каждый вычитывает оттуда ровно то, что хотел бы вычитать.

Почему Ирод отсёк голову Предтече? По очень простой причине – Ирод пытался быть достойным человеком в самом простом житейском смысле. Царь дал слово и пытался его сдержать. Абсолютно любой человек на вопрос, надо ли держать обещания, ответит, что верность слову есть добродетель. А уж следовать слову вопреки собственному желанию, через не хочу — тем более высокий подвиг. Ирод ведь любил Предтечу, с удовольствием с ним беседовал и совершенно не хотел его убивать – но ведь так важно следовать слову.

И не было в его жизни Бога Живого, который сказал бы, что есть вещи поважнее правил и пьяных обещаний.

Наш мир – очень лукавое, ненадёжное место. Мы миллион раз видели, как за самыми правильными лозунгами скрываются совершенно людоедские дела, как ради хорошей цели используются предельно негодные средства и как попытка «сделать всем хорошо» приводит к хаосу и разочарованиям. Нет правил, которые нельзя было бы извратить, и целей, которыми не получилось бы оправдать зло. Даже такая прекрасная вещь, как исполненное обещание может на деле оказаться злодеянием, убийством святого.

Никто за нас не решит, что на самом деле правильно. Но в этом сложном мире, в его бесконечных путаных зеркалах, в лабиринтах чужих и своих слов и поступков, причин и последствий мы не сможем разобраться. Самые великие умы приходили в самом лучшем случае к отчаянию: не на что опереться.

Именно поэтому Бог должен быть предельно конкретен. Не абстрактный Законодатель, скрытый за текстами Писания, а Тот, кто сейчас здесь, в этой комнате. В конце концов, Церковь жила без Писания. И далеко не все христиане могли похвастаться, что у них было «духовное руководство». Верующий вообще без всего может обойтись, как Мария Египетская.

У Ирода было Писание, и в общем он не был лишен доброй воли. И даже своего рода духовное руководство, авторитетный человек, говоривший от Бога, у Ирода был. Именно его голову Иродиаде принесли на блюде. И без Бога Живого мы все имеем шанс на подобный печальный исход.