Что общего у Шрека с Папой Римским?
26.11.2018
213 просмотров
Найдено в Интернетах

Автор: Дарья Сивашенкова
Источник: la-cruz.livejournal.com

Наткнулась тут в "Регнуме" на две статьи. Одна - разоблачительная, в ней раскрывается коварная суть мультфильмов про Шрека. Другая - о том, как христианство стремительно теряет и уже потеряло свои позиции в Европе.

Забавно, что статьи разные, абсолютно разные и никак не связанные, но превосходно дополняют друг друга. Я бы даже сказала, одно вытекает из другого: мультфильм про Шрека возможен только в расхристанном мире, а философия мультфильма, в свою очередь, прет прямо по христианским ценностям, как бегемот по камышу.

Хотя, с моей точки зрения, статья про Шрека излишне демонизирует мультфильм. Он местами даже забавен, хотя общая идея неприятная фигня, конечно. Автор, совершенно точно подмечая "перевернутость" героев (огр-людоед и принцесса-огр - хорошие, драконесса тоже хорошая, а традиционный принц-спаситель и фея-крестная - плохие) приходит к слишком драматичным выводам: мол, мультфильм завлекает детей на сторону зла, учит их не бороться со своими страстями, а драконесса вообще лесбиянка и "возвышенный образ сатаны".

Ну право, бросьте. Какой еще возвышенный образ сатаны, не тревожьте великие тени Мильтона и Лермонтова. Не в ту эпоху мы живем, чтобы возвышать образ некоего духовного существа. Никакой романтизации зла в "Шреке" нет, а есть простая, тупая, как пробка, очень сытая и прямая, как отрезок в учебнике по геометрии, мысль: будь таким, какой ты есть и не рефлексируй. Чтобы вбить эту мысль покрепче, не оставив в человеке никаких сомнений в ее доброкачественности, главные герои "Шрека" сделаны нарочито грубыми, а их проявления носят довольно отталкивающий физиологический характер. И при этом они счастливы! И их все любят!

А под их нравственный выбор подведены увесистые основания: любовь оправдывает все, даже превращение в огра и уход жить на болота. Любовь же! Вариант взять себя в руки, подучить манеры и уйти жить во дворец даже не рассматривается: ведь это какое насилие над собой! "А я не хочу, не хочу о престоле, - словно бы поет Фиона песню своей коллеги-царевны, - а я о любви, о любви хочу". Разница лишь в том, что глупенькая Забава из мультика мечтает все-таки о понятных и человечных вещах: домик, печка, свечка, котик-мурлыка и муж работящий. Ну не дал Бог государственного ума, что уж тут поделать. Да и мужа ее в цари и во дворец никто не звал. А Фиона сознательно идет на снижение своего уровня, включая нравственный, чтобы подстроиться под того, кто не хочет расти.

Е-мое, думает предположительный зритель мультфильма, да если эти огры не стесняются никаких публичных оправлений своего организма, наслаждаются жизнью на болоте и разрешают себе "быть такими, какие они есть", то уж мне-то тем более можно быть таким прекрасным, какой я есть. Зачем меняться к лучшему, если все лучшее уже здесь и главное - это осознать, принять и зажить в гармонии с собой, своим обедом и женой.

В общем, если до просмотра мультфильма предполагаемого зрителя еще волновали проблемы подлинного духовного роста, то после, когда снизу ему постучали и улыбнулись Шрек с Фионой, такие естественные в своих проявлениях, такие любимые всеми окружающими, дурацкие мысли исчезли сами собой. Зачем напрягаться, когда можно просто расслабиться и получать удовольствие? А любовь, уважение, дружба и прочие плюшки придут к такому целостному индивиду сами собой.

Проблема лишь в том, что огры все-таки не люди. Вопрос, есть ли у огров душа, вряд ли затронут в классическом богословии, но, судя по мультфильму, ее нет и духовный полет им неведом. Потому что наделенному душой естественно стремиться ввысь, естественно стараться очиститься от налипшей грязи. У человеков, в отличие от огров, там, где останавливается рост, начинается откат.

Идея "прими себя таким, какой ты есть, и не меняйся" - действительно зло, потому что это только очень недальновидные индивидуумы полагают, что "приняв себя" можно нажать на кнопочку "пауза" и наслаждаться. Как только ты добродушно и снисходительно принимаешь себя - со всеми своими недостатками и недочетами, видя в них не поле для работы, а свои милые особенности - ты катишься назад.

И, может быть, в конце концов человек заметит, что сидит по уши в своих "милых особенностях", только окружающие его при этом терпеть не могут, а мир вокруг и правда превратился в сплошное болото, только отчего-то не радостно это... А может, и не заметит, поддаваться себе и идти у себя на поводу слишком приятно, слишком. А что люди не принимают, так это они просто не доросли до принятия себя и окружающих, тупые, ограниченные создания.

Так вот, переходя ко второй статье. Там, где торжествует идея "прими себя любым и наслаждайся" христианство неизбежно утратит свои позиции. Неизбежно, ибо оно сложнее, труднее и, главное, гораздо требовательнее к человеку и нетерпимее к его недостаткам. Христианство - в боевом кличе Жанны: кто любит меня - за мной! Но принявший себя как есть человек никуда не пойдет, с какой стати? Там холодно, голодно и могут убить. То ли дело в любимом болоте, тепло и сыро. А что до плюшек, так они слишком эфемерны.

Отречение от христианства неизбежно там, где человек расслабляется и принимает себя as is. Ну, если, конечно, мы говорим о живом христианстве, а не о легком и необременительном флере из приятных слов.

Мир, полюбивший сам себя, обречен выжить из себя Христа. Всепринимающая любовь к себе и всем своим милым особенностям просто не оставляет Спасителю места, да и зачем нужен Спаситель, если и спасать-то не от чего? Нет греха, есть твои личные особенности, с которыми надо жить. А христианство... оно даже глаза уже не колет, помилуйте, оно вызывает равнодушное недоумение и полное отсутствие интереса. Поэтому и закрываются церкви, поэтому и говорит Папа Римский об отступничестве Европы. А Европе, в общем, наплевать, по крайней мере, особого шухера после папского выступления что-то незаметно.

Люби себя таким,какой ты есть... Вообще, страшноватая это мораль, если честно. У нее два пути: или полное оскотинивание человека или самоубийство. Или ты вообще перестаешь заморачиваться на тему добра и зла (кстати, в "Шреке" на эту тему и правда заморачиваются мало, вспомнить проходные садистские сценки в исполнении главных героев) - или ты заморачиваешься, но... не видишь выхода. И тогда груз твоих грехов, которые никак не удается перевести в ранг личных особенностей, накапливается в тебе, а все вокруг твердят: да не грузись, прими себя, как есть. А ты не можешь, совесть болит, душа мечется, а другого выхода тебе никто не подсказывает (потому что нет в твоем окружении того, кто укажет на Небо). Если я такой, какой я есть, и изменить это невозможно, а жить с этим невыносимо - лучше и не жить вовсе.

Вспоминаю в связи с этим некогда широко популярную в узких кругах "Черную книгу Арды", российский роман-перевертыш на тему "Сильмариллиона", где Мелькор становится главным положительным героем, а Эру и валары - главными отрицательными. Авторессы "ЧКА" от лица своего возлюбленного Мелькора тоже продвигали теорию "принятия себя как есть",  замечательности каждого индивидуума как такового, а также отсутствия Того, перед Кем надо каяться (ибо Он не Бог-Творец, а злобный демиург).

Много претензий было к этому роману, к его философии, логике и тд, но в одном авторессы были безусловно правы и честны (хотя, подозреваю, неосознанно, уж очень это контрастировало с их общей идеей): в стане Мелькора народ то и дело кончал с собой, не в силах выдержать ужасный груз своих грехов, который нельзя было сложить ни к чьим ногам. А кто не кончал с собой, те жили в непреходящей душевной боли. Уж слишком часто радостно-рекламное "ты такой замечательный, будь как есть и не меняйся" превращалось в "вот такое ты дерьмо и живи теперь с этим".

Самое забавное (ну, в кавычках, конечно же, забавное), что идея "будь таким, какой ты есть" - это чисто христианская идея, чудовищно исковерканная и подстроенная под падший мир. Ведь это, собственно, суть смирения - будь тем, кто ты есть. Будь тем, кем тебя создал Бог. Ты - единственный и уникальный, у Господа о тебе совершенно исключительные мысли и планы, поэтому... не сравнивай себя с другими. Не сравнивай! Не мерься крутостью, не превозносись и не унижайся перед человеками, не думай, что у них, а что у тебя. Будь тем, кто ты есть, храни эту внутреннюю целостность. Не завидуй и не возносись, принимай то, что с тобой происходит, как свой единственный и неповторимый путь с Богом. И отсекай безжалостно все, что мешает тебе быть с Ним.

Конечно, честность и строгость к себе тебе подскажет все твои недостатки, каяться придется много, поэтому смирение часто путают с самоуничижением. Но это - как раз единственный способ остаться "тем, кто ты есть", не превратиться в свинью болотную. Расслабиться и отдать себя на прокорм страстям - наилучший путь к самопотере. И к тому равнодушию, которое однажды погубит мир.