Как мне «почитать отца и мать», если они склонны к насилию?
24.01.2017
5354 просмотра
Переводы

Автор: Eddie Kaufholz

Привет, Эдди!

Послание к Ефесянам 6:2-3 гласит, что мы должны почитать отца и мать. Долгое время я боролась с этим отрывком, поскольку один из моих родителей склонен к насилию. Что значит почитать их? Проявляю ли я непослушание Богу, если не общаюсь с одним из моих родителей?

Спасибо, что уделил мне время.

Эшли


Эшли, прежде чем перейти к тому, как почитание может выражаться в твоей ситуации, я хочу уверить тебя: нанесенная тебе обида не оправданна. Будь ты даже самым вредным, самым трудным и грубым подростком, любое перенесенное тобой насилие было ужасным и неправильным. Надеюсь, ты это знаешь. И даже если нет, или если у тебя наготове есть ответ вроде: «Ну, была сложная ситуация, и всё такое...» — я надеюсь, что ты будешь дальше исцеляться, расти и осознавать, что насилие в твой адрес было несправедливым. Ты создана совершенным и удивительным образом.

Теперь, когда я это пояснил, давай поговорим о твоем глубоком и весьма благородном вопросе о том, как почитать родителя, склонного к насилию. Позволь сразу сказать: то, что ты вообще заинтересована в этом вопросе, говорит о тебе довольно много. Ведь никто — полагаю, даже Сам Бог, — не стал бы осуждать тебя за то, что ты без оглядки бежишь от этого насилия, невзирая на Послание к Ефесянам 6:2-3 (Исход 20:12, Колоссянам 3:20). Но тебя это волнует, и за это я тебя уважаю.

Готовясь ответить на этот вопрос, я провел достаточно исследований, потому что, к несчастью, насилие и наше смирение с ним стали делом практически повсеместным. Думаю, нам нужно затронуть более глубокую тему — поговорить о природе Бога.

Джой Эггерикс, мой партнер по подкастам, говорит немало мудрых вещей. Вот одна из лучших ее фраз: «Знаешь, Бог существует не для того, чтобы насмехаться над тобой».

Всякий раз, когда она это говорит, я вновь попадаю в новое идейное русло — такое место, в котором я помню: каким бы вопросом я сейчас ни задавался, мне не следует с головой нырять в свои знания Писаний или в собственные ощущения этой темы, но мне следует помнить Бога, Его характер и Его желания.

Эшли, насчет твоего вопроса о почитании родителя, склонного к насилию, я скажу для начала, что Бог существует не для того, чтобы смеяться над тобой. Бог существует, чтобы любить тебя, идти с тобой по жизни, даже восстанавливать и спасать то, что было потеряно в тебе — как и во всех нас в той или иной степени. Бог высек на скрижали пятую заповедь вовсе не для того, чтобы ты оставалась в положении, сопряженном с насилием, или возвращалась к нему. Все положения здравого смысла говорят о том, что это находится за пределами характера любящего Бога, Чье сердце, Чье сострадание и благодать ясно прослеживаются во всем каноне Писаний.

Теперь люди скажут: «Но ведь это написал Бог; как вы можете просто игнорировать это, когда вам это удобно?» Я не буду это игнорировать, и тебе тоже не следует, Эшли. Но я также не стану игнорировать всего происшедшего после того, как Моисею были дарованы эти слова.

В самом широком смысле эти заповеди (и следующие за ними главы наставлений) были не единственными словами Бога — это были Его первые слова. Более того, эти слова предназначались для группы людей, которые совершенно уклонились от Божьих путей. Подобно хорошему родителю, как следует воспитывающему ребенка, Бог дал несколько ясных, простых для понимания шагов, которые помогут им вернуться к Его путям.

Но дети вырастали, скитались и возвращались, шло время, а затем — Иисус. Именно в Иисусе слова, начертанные на камне, покрываются мягким слоем благодати.

Благодать, Эшли, благодать — вот природа твоего любящего Отца, Который сказал «Почитай отца и мать» тысячи лет назад. Но есть и другие слова:

Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали (Послание к Колоссянам 3:21).

Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм — вы (1-е Послание к Коринфянам 3:16, 17).

И мое любимое:
Ты, Господи, слышишь желания угнетенных,
Ты вдохновляешь их, Ты слышишь их вопль,
Защищаешь сирот и притесняемых,
Так что простые смертные
Больше никогда не наведут ужаса.

(Псалом 9:35-36, перевод авторского английского варианта. Синодальный перевод:

35 Ты видишь, ибо Ты взираешь на обиды и притеснения, чтобы воздать Твоею рукою. Тебе предает себя бедный; сироте Ты помощник.

36 Сокруши мышцу нечестивому и злому, так чтобы искать и не найти его нечестия).


Эшли, почитание твоего родителя ни по каким здравым стандартам — не говоря уже о Божьем стандарте (см. цитаты выше) — не означает необходимости оставаться с ним и продолжать терпеть насилие. Однако из-за одного лишь изобилия благодати мы не можем игнорировать ясную заповедь о почитании. Как же быть?

Во-первых, я бы продолжил делать то, что, как я подозреваю, ты уже делаешь: молиться за человека, который причинил тебе боль. Это большой, тяжелый, отважный шаг, и это не то, к чему однозначно готов каждый из нас, но это здоровая цель. В то время как мы можем наблюдать некоторую неясность в том, как детям следует почитать родителей, всё предельно ясно в том, как нам относиться к нашим «врагам»: не позволять нашему сердцу ожесточиться к ним. Поэтому огромный первый шаг — молиться за человека, который причинил тебе боль. Молиться о его жизненном пути. Молиться за всякого, кто ранил его так сильно, что он решил, будто обижать других — нормально. Молиться за них, чтобы они познали Бога и преобразились в образ Христа.

Во-вторых (на самом деле тебе нужно делать это одновременно с первым, я просто люблю списки), тебе надо молиться о себе. Попроси Бога сотворить в тебе такое сердце, которое позволит тебе видеть твоего обидчика таким, каким его видит Бог: Божьим чадом. Да, чадо может, мягко говоря, заблудиться и ослушаться; но это человек, которого Бог очень сильно любит, и мы должны смотреть на вещи так, как на них смотрит Бог.

Последнее (и я говорю как родитель): лучшее, что могут сделать мои дочери, чтобы почтить меня, — не в том, чтобы прийти и изо всех сил угождать мне, но в том, чтобы прийти в мир и непрестанно служить Богу. Пожалуйста, сделай это, Эшли. Чти своих родителей как ребенок, который прервет этот цикл насилия, отвергнет ненависть ради благодати и войдет в мир светом, сияющим во тьме.

Может ли почитание жестокого родителя выглядеть как воссоединение с ним? Одни люди проходят именно такой путь, а другие — нет. Может быть, тебе потребуется установить более строгие ограничения, чтобы держать дистанцию? Возможно. Наконец, можешь ли ты совершенно отделиться от этого человека, потому что нанесенная им травма слишком велика? Да, Эшли, это может быть твой случай. Все эти варианты допустимы, и есть способы воплотить их в жизнь с почтением.
Как бы ни решались эти вопросы, ты по-прежнему можешь почитать отца и мать, признавая их Божьими детьми. Молясь за них. Не забывая, что через них Бог сделал по меньшей мере одну невероятную вещь: они родили тебя! И, наконец, живя жизнью, в которой ты не прячешься в тени прошлого, но преуспеваешь во свете Божьей благодати.

Ты не одна в этой борьбе. Многие из нас идут этим путем и молятся вместе с тобой.


С уважением,

Эдди


Источник: How Do I ‘Honor My Father and Mother’ if They Were Abusive? // Relevantmagazine  

Перевод: Андрей Панарин специально для "Меньше ада"