Миссия для грешников - от грешников
18.01.2017
2737 просмотров
Антон Кореневский

Нужна ли в православной Церкви активная миссия? Или “кому надо - сами придут”? А задача православного - только “хранить традиции”? Или всё же нужно пытаться донести христианство даже до далеких от “традиции” людей? И если да - то как это делать? Нужна ли она вообще, эта самая миссия, или достаточно спасаться самим, чтобы вокруг спаслись тысячи -  или истина в данном случае где-то посередине?

Евангелие: всё ради миссии

Попробуем для начала разобраться хотя бы с постановкой проблемы, в соответствии с Писанием и Преданием Церкви, в меру возможностей и отмеренного IQ.

Христос как Новый Адам (1 Кор 15:45) являет Себя миру с одной лишь целью – вернуть отпавшее человечество в свет любви Отчей. Он принимает на Себя человеческую природу со всеми её мучениями и трудностями (кроме греха, ибо он есть «сбой», ошибка, промах, повреждение и болезнь, но не изначальная данность и Божий замысел о человеке). Христос воссоздает подлинную, изначальную природу человеческую для того, чтобы Своей жизнью, Своим Словом, Своей Жертвой и Воскресением воссоздать грехом порабощённую, стенающую (и чаще всего не осознающую, отчего) плоть.

«Не знаю: Бог знает» (2 Кор 12:2), - говорит апостол Любви, неоднократно он показывает, насколько мало может сам, как немощен он и все мы. И, тем не менее, вопреки слабости он идёт и делает то, что заповедовал Христос: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матф 12:28).

Всемогущий Бог, создавший небо и землю, неужто не может Сам явиться каждому, побудить к вере, пробудить ото сна? Зачем Ему мы с нашей проповедью? Для чего наша миссия? Может быть ни к чему всё это? Но ведь это Он говорит – «Идите!», это Он посылает Духа Утешителя (Ин 15:26) не с тем лишь чтобы Тот утешил потерянных и недоумевающих апостолов, Матерь и близких друзей Его, но чтобы побудить к действию, к движению, к слову. Потому что если Христос в нас, если мы, уверовав в Него, введены были в чудный Его свет (1 Пет 2:9), то и мы стали новой тварью, Новым Адамом, которого так возлюбил Бог, что подарил этот мир, вдохнул в него дух и, более того, позволил завершить дело Своего домостроения, дать имена существам и предметам и возделать прекрасный сад.

Миссия: не осуждение, а покаяние

Как Адам даёт имена, так и мы можем и должны называть вещи своими именами. Но это не только дар, но и огромная ответственность, потому что очень легко здесь оступиться, возомнить себя «право имеющими» судить и вершить. В каждом из нас есть дверь в Царствие, но также в каждом из нас есть и весь «комплект» страстей и грехов (реальных и потенциальных), ибо добродетель многогранна и разнообразна, а пороки стандартны и однотипны. Мы можем и должны называть вещи своими именами, мы можем и должны осуждать грех. Но только через себя, через рассказ о своём падении, о своём грехе, о своей немощи преодолеть его, о своей «нищете» и своём обретении того дара, что не от нас, но без малейших наших заслуг Им отпущен и, увы, может быть утрачен. Апостол Павел не похоронил, не забыл - что было бы с точки зрения психотерапии вполне разумно - своего внутреннего Савла (который был антихристианином), но больше того: он постоянно говорит о нём, он помнит о своих прежних грехах, о том, как гнал и мучил христиан. Он говорит не только друзьям, но и врагам христианства, именно через свой пример падения и пробуждения апостол проповедует Христа.   Вот в этом и будет, на мой взгляд, подлинная миссия. И каждый здесь может найти своё место, свой формат и свою аудиторию. И кто-то обязательно услышит, если не сейчас, то потом, возможно очень не скоро.

А иначе зачем это всё?

Фото из блога диакона Андрея Кураева