Неофит в неверующей семье: как сохранить мир
05.04.2019
542 просмотра
Авторы "Меньше ада"

Наш подписчик Никита Характеров решил поделиться своим мнением о недавней публикации Ильи Забежинского «…ЕСЛИ В МОЕЙ ЖЕНЕ – БЕС»

Прекрасный текст о том, как не надо вести себя неофиту в неверующей семье. Мне относительно повезло, я воцерковлялся в хорошем приходе, у меня не было серьёзных мыслей о монашестве, я не искал старцев, читал Писание и хороших христианских авторов, но даже при таком раскладе я понимаю, что наломал тогда дров со своими родными. Верующий (особенно неофит) и неверующий – это люди из двух разных миров. Они зачастую не понимают языка друг друга. Верующий не может объяснить неверующему, каково это – когда твоего сердца касается Сам Господь и ты больше не можешь без Него жить. Нет в опыте неверующего этой пасхальной радости о том, что воскрес Христос, и жизнь жительствует, и всё возможно из того, что должно быть возможно, что смерти нет, а значит, и бояться нечего ни в этом мире, ни по ту сторону. Неверующий думает, что его близкий сошёл с ума и его нужно спасать от "этой церкви и этих попов", которые моему дорогому, любимому, обожаемому задурили голову, подсыпали наркотики в причастие, зазомбировали и сделали своим адептом. Верующий часто просто отмахивается от таких разговоров тем, что он "безумен Христа ради". Но эта фраза предельно непонятна для неверующих родных: они не читали апостола Павла и не понимают смысла его слов. А ещё им непонятны все эти слова про призвание, предназначение и талант от Бога. Им чаще всего хочется, чтобы их родственник взялся за ум и пошёл на высокооплачиваемую работу, а не ту, к которой "у него есть призвание" и которая, как правило, не связана с высоким заработком, зато человек, занимаясь ей, чувствует себя на своём месте, делающим перед Богом то, что должен, и от этого ему хорошо, а без этого жизнь не мила, даже если она очень богатая.

Ну что сказать, не стыкуются логики мира сего и Царствия Небесного. Не объяснишь людям мира сего, что для тебя в каком-нибудь Великом Новгороде, где тебе все храмы и священники знакомы, отдохнуть гораздо интереснее, чем на Мальдивах, а читать отца Александра Шмемана веселее, чем выпить-закусить в компании. Да, я стал старше и в Церкви уже 11 лет, я сменил приход с модернистского на традиционный, женился и нахожусь в православном браке. Моей жене не надо объяснять ценность книг Льюиса, Меня, Шмемана, Мейендорфа, Антония Сурожского и то, что произведения Толкина – это не просто сказки, а христианские романы с глубоким смыслом. И это – счастье, ведь счастье – это и правда тогда, когда тебя понимают. А без понимания нет принятия, без принятия нет любви. Вне этого – только дикий, удушливый, калечащий страх за своего (!) родственника. И как объяснить, что от такой властной и колючей хватки, в которой нет тепла, хочется только сбежать, уйти туда, "в тот единственный праведный дом, где с куполом синим не властно соперничать Небо и ладана запах как запах приютского хлеба" (Александр Галич о храме, в котором служил отец Александр Мень)?

Как объяснить неверующим родным, что видишь в Церкви не политику, финансы, патриотизм и прочие вещи мира сего, а живого Христа, который "ныне и вовеки тот же"? Как объяснить, что Христос и правда даёт всё необходимое тем, кто Ему верит, и в заработке, и в быту, и во всех тяжёлых жизненных обстоятельствах, что Он даёт уверенность и свободу от страха? Как объяснить, что логика человеческая и пути Божьи – это качественно разное бытие для человека?

Дам ряд советов обеим сторонам (если советы эти кому-то нужны). Неофитам: не надейтесь на скорое обращение своих родственников, отпустите их, молитесь за них, но не пытайтесь обратить, у вас это, скорее всего, не получится, ваш образ жизни для них крайне непривлекателен, также как их – для вас, вы теперь в разных мирах. Если речь идёт о родителях, по возможности не живите с ними на одной жилплощади, снимите жильё, уезжайте к друзьям (в монастырь в неофитский период ехать на ПМЖ и даже просто надолго крайне не советую), это в любом случае полезно, так как способствует сепарации, ограничьте общение почтением, вежливостью и поздравлениями на праздники.

Неверующим родителям, как и любым другим, нужно пережить кризис пустого гнезда и сделать это самостоятельно. Не лишайте их возможности самостоятельно прийти к Богу, если они этого захотят. Если не захотят – это их право, вы им не судья. Вы желаете им добра, спасения, рая, радости? Прекрасно, тогда отпустите! Они должны прийти к этому сами. С чего вы, наконец, взяли, что они должны прийти через вас и тогда, когда вы хотите? Они – не ваши, вы – не их.

Неверующим родственникам: у вашего близкого началась другая жизнь, вы её, скорее всего, не поймёте, так что лучшее, что вы можете сделать, – это отпустить его, дать возможность прожить эту жизнь самостоятельно, так, как он хочет, даже если вам это кажется неправильным. Только не сползайте в перманентные ссоры и скандалы по поводу того, что вот, он был нормальным (читай: моим и таким, как я хочу), а стал ненормальным. Не пытайтесь его переделать, у вас ничего не получится, а вот доверие к себе вы вконец подорвёте. Если ваш близкий перестал вам доверять и увидел в вас врага своей веры (главного, что у него есть в этой жизни с момента обращения), то он найдёт слова в Писании, которыми оправдает свой окончательный разрыв с вами. После того как это произойдёт, вы можете винить в этом кого угодно: Церковь, его самого, плохую церковную компанию, – это вам уже не поможет. Неофит тяжёл в общении, он однодум и может говорить только о своей новообретённой вере. Вам этот вопрос, скорее всего, не интересен, могу вас понять, но поймите и его: неофит – это влюблённый, который может говорить только о своей избраннице, это нормально. Также нормально и то, что он её идеализирует. Неофитский период – это сложно, особенно для окружающих. Но, как и любое детство, он имеет свойство заканчиваться. На этом завершу и я.

Всех с наступающей Пасхой!