О православии на «загнивающем Западе» устами ортодоксального «реднека»
23.05.2019
637 просмотров
Найдено в Интернетах

Автор: Катя Капранова 
Источник: snob.ru

Пятнадцатого апреля загорелся собор Парижской Богоматери. На следующий день эта тема стала номером один на всех политических ток-шоу, которые почти полностью захватили дневной эфир российских каналов. Реакция была вполне естественной и предсказуемой: «Мы так сочувствуем французам! Это утрата для всей европейской цивилизации! Для нас, христиан!» А далее, иногда между строк: «Но они ж сами виноваты! Где их ценности? Пустили беженцев! Развели содомию! В церквях у вас теперь бары! Нате! Получайте!»

В России храмы строят, и много... Но вот только иногда непонятно — зачем? Чтобы люди нашли там живого Христа или все же чтобы выполнить план по подключению масс в городах и весях к некоему «русско-православно-патриотическо-традиционному эгрегору», нахождение в котором делает их более «удобными»? Не уверена, что грандиозное «духовное возрождение» как-то уж кардинально влияет на бытовую нравственность граждан нашей страны…

Джозеф Ханикат — американец, даже «хуже» — он южанин, «реднек» из солнечного Техаса. А еще он — православный священник. Думаю, с храмами у них плохо, совсем… А вот вера у этих людей живая! Там Церковь — это не партия, в которую нужно вступить, чтобы добиться успеха, и не маркер твоей культурной идентичности, ты не «прикреплен» к православию с рождения, как к районной поликлинике. Это сознательный выбор, иногда очень болезненный и непонятный окружающим…

Отец Джозеф ведет собственную христианскую передачу «Orthodixie» на местном православном радио «Древняя вера». Летом прошлого года в России вышла книга, созданная на основе лучших выпусков программы. В нашей стране она получила название «Пришли, увидели, крестились. Православная Америка сегодня».

«Эта книга совсем не похожа на отечественную православную литературу. Основанная на радиопередачах отца Джозефа, она сохраняет ощущение прямой речи, живого присутствия автора. В ней есть что-то от Сэлинджера и что-то от Вуди Аллена, есть что-то порой совсем непонятное за пределами Америки. Православные американцы — люди, искренне преданные своей Церкви, действительно живущие в ней и для нее. Но при этом они умудряются не бежать от современной культуры, они смотрят фильмы, играют в американский футбол и устраивают барбекю. Потому что православие для них — не какая-то отдельная часть жизни, не подтверждение национальной идентичности, но ее основа и главный смысл» (переводчик Антон Кореневский).

И действительно, читаешь и не понимаешь: а где же «бездуховный Запад»? Нет, это скорее старая добрая Америка — с «ценностями», крепкими семьями, и даже, не побоюсь этого слова, с определенными «скрепами». Но вот только как-то все в книге «свободно». Без этого предапокалиптического «караула», вечного ожидания каких-то «скорбей», лжесмирения и неуместной елейности, которой часто пропитана наша православная литература.

Внутренняя свобода автора чувствуется в каждой строчке. Он не боится шутить о духовной жизни и даже представлять ее в образах «сатирической сказки». Да, почти как у Салтыкова-Щедрина, но через аллегории, понятные для поколений, воспитанных на Голливуде.

«После всех лет борьбы — маленьких квартирных миссий, “гаражных соборов” и тому подобного — мы вступили в новую эру, и все благодаря тому, что многие называют теперь Великим православным пробуждением. Некоторые утверждают, что все началось, когда Билл Гейтс в своих “окнах” взял на вооружение термин “икона”, ведь икона по сути тоже есть окно — окно в небо, и таким образом Windows — это на самом деле торговая марка Православной Церкви. Не говоря уж о том, что Стив Джобс и другие честно признались, что логотип Apple был придуман тысячи лет назад, еще во времена книги Бытия. Так вот, после того как эти двое узрели свет, деньги действительно потекли рекой».

А теперь оцените названия глав и разделов книги мистера Ханиката: «Караул! В моей гостиной иконостас!», «Белый православный мальчик», «Общество анонимных постников», «Святой Элвис?». Да, в юморе священнику из Техаса не откажешь.

Ну что? Все еще «бездуховный Запад»? Оказывается, ортодоксальное христианство прекрасно ложится и на западный менталитет, а Бог не только с русскими...

Сам Джозеф Ханикат так пишет о православии в Америке: «И мы все-таки идем вперед. Поколение за поколением, день за днем, шаг за шагом. Если Церковь в Америке, если члены этой Церкви что-то и знают, то это вот что: падайте, вставайте, снова падайте и вновь поднимайтесь.

Православие — это медленный путь, и слава Богу за это. И в то же время мы все трудимся и надеемся, что в один прекрасный день мы действительно, по-настоящему будем вместе».

Надеюсь, что все так и будет, отец Джозеф…