О причинах, которые побуждают людей и в Церкви Христовой отыскивать темноту
15.11.2018
287 просмотров
Артём Перлик

Источник: pravlife.org

Мир Господень и Церковь всегда полнятся красотой, ключом к которой каждый раз являются наша собственная доброта и готовность жить для других.

И другое, не менее важное условие нашей радости – это верность взгляда на всё вокруг. И о разных гранях пути к такой верности взгляда мы сейчас и поговорим.

Когда люди приходили к святому Алексию Мечеву, он спрашивал их не «как веруешь?», а «где у тебя болит?». И тогда, видя его необыкновенную любовь, люди сами стремились верить правильно...

Сам облик старца располагал людей к духовной жизни. Он никого никогда не прогонял. Подобно другим подвижникам, он верил, что Господь неслучайно собрал людей вместе и даровал им на земле встречу.

На вопрос одного верующего: «Отче, неужели на том свете мы будем вместе? В самом деле мы сможем быть там вместе?» – слепой старец Феофил Параян ответил: «Невозможно, чтобы Господь разлучил нас в том мире, если Он объединил нас в этом. Если нам было хорошо друг с другом в этом мире, верим, что Господь благословит нас быть вместе и на том свете».

Памятны и слова старца Амфилохия Патмосского, который хотел быть в раю только со своими любимыми духовными детьми.

Вообще вся духовная жизнь строится на любви. Человек, начиная духовную жизнь, уже имеет некую любовь, даже если он очень грешен. Так, Мария Египетская и святой Варвар, и Никита, бывший разбойник, – все они вначале полюбили Христа, пусть и в какой-то мере, а потом уже пошли за Ним.

О послушании наставнику

Тот, кто спрашивает совета, желает, чтобы через советчика стало ясно, как в определённой ситуации поступить по-Божьему. Подлинный наставник никогда не отнимает у ученика свободы самоопределения в жизни. Наставник и старец благословляют или не благословляют некое решение ученика, но само решение остаётся за учеником. Ученик выбирает жизненный путь, а старец корректирует выбор и помогает благодати более полно обитать в человеке.

Приведу по этому поводу слова иеромонаха Макария Симонопетрского: «Старец Эмилиан Вафидис говорит: ‟Наставник не идёт перед учеником, – он идёт позади, поддерживая его. Я помогаю, но инициатива за тобой”. Когда я только пришел в монастырь, то спросил старца, как мне лучше молиться, в какое время, в каком порядке и прочее. Он сказал: ‟Как хочешь”.
Когда же Макарий сказал, что хотел бы молиться по послушанию, старец ответил: ‟Пока молись как хочешь, а там посмотрим”».

Одно из дел духовника – помочь пришедшему к нему человеку думать правильно. Поскольку духовник не всегда прозорлив, то не нужно думать, будто это даётся легко. Так, в дни всенародных потрясений духовники, принимающие исповедь помыслов, выслушивают ежедневно множество грозных и устрашающих слухов, которые пугают тех, кто обращается к ним. Нередко такой слух своим холодным дыханием пытается замутить и душу духовника. И много нужно душевных сил, чтоб не поддаться самому неправильной мысли.

Старец Дионисий (Каламбокас) в этой связи всегда говорил: «Если вы слышите что-то плохое, узнавайте всегда – кто это сказал». И, скорее всего, окажется, что информант не заслуживает доверия, а пугающая новость – всего лишь очередной слух.

Многое и другое приходится испытывать духовникам.

Батюшка А. заметил, что враг тяжело нападает на его душу перед тем, как на исповедь кто-то приходит впервые. Возможно, Господь попускает это, чтобы через страдание увеличить меру любви к приходящему человеку. Эта история говорит о том, что каждый идущий к Богу знает тяжелую борьбу с врагом.

Ещё один священник говорил, что стоит только избавить человека от некой мучающей его мысли, как эта же мысль может напасть на тебя самого. Конечно, выдержать всё это можно только, когда счастье пришедшего для тебя дороже собственного.

Но как бы ни было порой трудно наставнику и ученику, Господь выводит их к свету.

Милосердие

Один молодой человек ехал в автобусе. Он сидел на сиденье и думал об окружающих его девушках, которые ехали в этом же автобусе. Думая о них, он одновременно грустил о том, что допускает мысли неприличные для христианина. Но сделать ничего не мог. Он был одинок, и ему в тот момент ничего не оставалось, как мечтать. Впрочем, эти мечты его не радовали, но мучили совесть. Он понимал их незаконность, но и отказаться от них был не в состоянии.

Неожиданно в автобус вошел старик с палочкой. Молодой человек не хотел уступать место, так как устал после рабочего дня. Но всё же он пересилил себя и встал. И как только он уступил место, плотское разжжение тотчас прекратилось. Молодой человек с удивлением и благодарностью вспомнил слова аввы Дорофея: тот, кто служит больным, освобождается Богом от телесных браней. Поблагодарив святого отца за мудрость и Бога за помощь, молодой человек продолжил свой путь…

О молитве

У старца Паисия Афонского есть слова о том, что в любой ситуации самую результативную помощь нам оказывает молитва. Ею мы учимся любить людей. Ею Бог входит в обстоятельства нашей жизни и меняет их к лучшему.

Церковь глазами святых отцов

Чудесный подвижник XX века, митрополит Вениамин Федченков, объездив весь мир, уже в старости говорил, что хороших людей в церкви большинство – где-то 80%.

Отчего же тогда столько умников в интернете предпочитают говорить, как всё плохо и дальше будет ещё хуже? Причём говорить искренне. Ответ находим у Честертона, который писал: «Одержимый страстью больше верит в зло, чем в добро».

В 2007 году меня сильно печалили слова одного дипломированного умника, который всем и всегда говорил, как всё плохо в Церкви. Я тогда даже специально поехал к известному старцу Гавриилу Стародубу и спросил его, как он видит – хорошо в Церкви или плохо? Старец посмотрел на меня заботливо и нежно, благословил и ответил, что в Церкви всегда хорошо. И воздух вокруг него наполнялся каким-то светом, на котором нельзя было сфокусировать взгляд, но который явно говорил о том, что такое Церковь на самом деле…

Придя в любой храм, мы встретим массу подлинно светлых людей, причастных Духу, и довольно много тех, кто старается жить по совести, пусть и в меру сил. Но стоит войти в интернет – и мы услышим тысячи сплетен, слухов и обвинений Церкви, причём как со стороны умников, так и невежественных людей. Священник на дорогой машине вызывает нездоровый интерес, а десяток его коллег, несущих служение в трудных условиях, нестяжательных и добрых, никогда не попадают на страницы обсуждаемых новостей. Хотя и дорогая машина далеко не всегда означает развратность и стяжательность служителя храма. Так, я знаю одного прекрасного батюшку, которому известный афонский старец благословил купить дорогую и вместительную машину, чтобы священник мог возить своих пятерых детей и прихожан. Когда же батюшка сказал, что у него нет денег даже на новые ботинки, старец обещал молиться. И в краткий срок батюшке подарили дорогую машину. Дарителем был некий бизнесмен, благодарный за молитвенную помощь, которую ему когда-то оказал этот прекрасный священник.

Потому, как говорил ещё Льюис Кэрролл, вещи не всегда то, чем кажутся. Мой знакомый зашел в супермаркет и увидел священника, который доверху нагрузил тележку разными деликатесами. Потрясённый человек спросил, как батюшка собирается всю эту гору еды скушать. И священник сказал, что на самом деле угощение предназначено не для него, а для его прихожан, которым он каждое воскресение устраивает такой вот пир.

Но если человек одержим страстью, да ещё в придачу умник, то он не станет обращать внимания на многочисленные примеры верности и доброты, а вот третьеразрядному недоброму факту придаст вселенское значение и примется пугать читателей своего блога тем, как всё плохо в этом мире и в Церкви. Тут можно было бы вспомнить Горького, который язвительно замечал, что стоит умнику нацепить ботинок со случайно попавшим внутрь камешком, как он горестно закричит: «О, как прав был Шопенгауэр!». А если говорить о причинах, которые побуждают людей и в Церкви Духа и Неба отыскивать темноту и пугать ею (хотя всякое зло посещающих храмы всегда вне Церкви), то они указаны в Евангелии: «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы».

Но можно сказать и по-другому, словами польского фантаста Анджея Сапковского: «Люди... любят выдумывать страшилищ и страхи. Тогда сами себе они кажутся не столь уродливыми и ужасными. Напиваясь до белой горячки, обманывая, воруя, исхлестывая жен вожжами, моря голодом старую бабку, четвертуя топорами пойманную в курятнике лису или осыпая стрелами последнего оставшегося на свете единорога, они любят думать, что ужаснее и безобразнее их все-таки привидение, которое ходит на заре по хатам. Тогда у них легчает на душе. И им проще жить».

Небесные чудаки

В фильме «Тот самый Мюнхгаузен» есть эпизод, когда барон Мюнхгаузен рассказывает охотникам, как однажды попал в пробегавшего оленя вишнёвой косточкой из ружья, и потом на голове зверя выросло вишнёвое дерево. Охотники насмехаются над ним и его рассказом, и вдруг из леса выходит олень с деревом на голове. Все потрясены, а барон с благодарностью смотрит в небо, туда, где источник всей настоящести и чудес.

И так часто бывает в жизни – несущие подлинность и красоту кажутся людям мира сего чудаками и даже глупцами, только небо каждый раз открывает правоту таких чудаков. Об одном поэте люди, ходившие в один с ним храм, говорили, что он умственно отсталый. Демокрит казался жителям его города безумцем. Конфуция в его родной деревне считали дурачком. Но, как говорил Сократ (в диалоге Платона): «Для чего нам так заботиться о мнении большинства... Порядочные люди – с ними и стоит считаться». Чтобы оценить редкий драгоценный камень, нужен тот, кто умеет различать, что драгоценно, а что нет. Потому и смотрят все эти «чудаки» с доверием и благодарностью в небо, подобно Мюнхгаузену, который знает, что лишь оттуда приходит подлинная оценка и тому, что вечно, и тому, что временно.