О внутреннем и внешнем в человеке
08.08.2019
222 просмотра
Авторы "Меньше ада"

Автор: Павел Платонов

Кто-то из древних христианских аскетов сказал, что Бог будет судить человека внутреннего, а не внешнего. И это внутреннее должно быть в человеке, во-первых, богатым, а во-вторых – правильным.

Вся наша жизнь, от рождения и до смерти, – это приобретение внутреннего путем переработки внешнего. Мы все в непрестанном режиме производим огромную работу во внешней (по отношению к нам как личностям) среде: куда-то идем; с кем-то коммуницируем; пишем; читаем; смотрим; рисуем; слушаем; изобретаем; воспитываем; учимся; сажаем; выращиваем; уничтожаем; завоевываем; выхаживаем; лечим; заботимся; и так далее, до бесконечности…

В результате этой внешней работы внутри нашей личности (в сердце, душе или разуме – без разницы) оседают и накапливаются различные слои: эмоциональный, культурный, интеллектуальный, душевный и духовный.

Эти слои формируют ценность нашей бессмертной личности.

Но у разных людей накопление внутренних слоев происходит с разной скоростью. И отсюда возникает такой эффект, когда мы, допустим, видим очень деятельного человека, но при близком столкновении и рассмотрении выясняется, что этот человек совершенно «пустой». И наоборот – какая-нибудь «серая мышка» оказывается очень глубоким человеком.

Разность накопления внутреннего – это тема другой статьи. А в этой мы поговорим о том, зачем нам, собственно говоря, нужно это внутреннее. Какой в нем смысл? И не является ли это приобретением ради приобретения?

Все наши внутренние слои пригождаются нам как в земной жизни, так и в жизни после смерти. Рассмотрим по отдельности эти жизни и те ситуации, в которых нам пригождается наше внутреннее.

ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ

Здесь у нас есть время на приобретение внутренних слоев и время на их расходование, примерно так же, как мы расходуем накопившийся заряд аккумуляторов.

Пример. Мой сосед по даче Владимир Иванович – очень деятельный человек. Всю жизнь был строителем; выйдя на пенсию, купил дачу и начал с огромной энергией ее преобразовывать. Работал на даче Владимир Иванович много, качественно и с толком. Его дача – это шедевр ландшафтно-паркового дизайна!

Семь лет Владимир Иванович вылизывал и совершенствовал свой участок и дом на нем. Семь лет он производил огромное количество работы во внешней среде.

Пока не случился легкий инсульт...

Теперь Владимиру Ивановичу нельзя работать, нельзя наклоняться, поднимать более пяти килограммов, водить машину, пить спиртное, кофе, крепкий чай – короче говоря, ему ничего нельзя, кроме как дышать и беспристрастно смотреть на окружающий мир. И вот сидит он на даче, смотрит все свои творения рук своих, и… ему очень скучно и бессмысленно. Куда себя девать, если ты не можешь перерабатывать внешнюю среду (которая так требует переработки и усовершенствования)?

Болезнь отсекла у Владимира Ивановича возможность внешней деятельности и оставила его сам на сам с его внутренним миром – с внутренними слоями его души и разума. И он был к этому не готов. Его внутренний мир оказался недостаточно глубок, чтобы жить только им.

Это обрушило дух Владимира Ивановича в депрессию и уныние.

Таких случаев миллионы. Каждый, доживший до старости или болезни, ограничивающей внешнюю деятельность, наконец-то сталкивается со своим внутренним миром, из которого он должен черпать мотивацию к жизни. Но черпать бывает порой просто нечего. И тогда возникает маразм.

Это когда человек за свою жизнь накопил только эмоциональный слой. И оказавшись немощным, он начинает жить былыми воспоминаниями, гонять их по кругу, пытаться ими делиться с окружающими… Но они никому из окружающих не интересны, потому что примитивны и неглубоки. И с каждым таким кругом происходит отрыв от реальности. Маразм крепчает.

Мы все видели такие ситуации. И мы понимаем, что мы ничем не можем помочь этому человеку. Ибо время накопления внутреннего безвозвратно ушло!

Но рецепт есть. Это развитие и накопление духовного слоя души.

Этот слой можно начать накапливать практически с любого возраста. Никогда не поздно.

Богомыслие и христоцентричность ума – так называется этот слой. А если к нему присоединить еще и искреннюю молитву, то мы открываем дверь своей души для вхождения туда Бога и для Его «хирургического» вмешательства в наши внутренние слои.

Но на это способны далеко не все люди. Многие об этом просто не знают, а те, которые знают, не всегда об этом задумываются. Потому что для этого надо иметь соответствующую мотивацию души. Надо искать истину ради Истины. Надо любить истину ради любви к Истине.

Не у всех есть такая мотивация. Даже у церковных людей она (именно такая) порой отсутствует.

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ ЖИЗНИ

Помните евангельскую притчу о царском пире (Мф. 22:1–14)? Там есть такие слова:

«…Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов…»

Мало того что на этот пир не все пришли, но и среди тех, кто пришел, оказались такие, которые не согласились оставить в прошлом свои регалии, статусы и заслуги…

Нас всех пригласят на этот Пир. И если мы придем, то нам надо будет отринуть все внешнее, чтобы иметь право там остаться.

Разберем ситуацию подробней.

«Брачные одежды» – это не блистательные наряды, нет. Это прежде всего новая природа человека по образу воскресшего Христа, которую Христос дарит пришедшим на пир. Это новые свойства плоти, качество которых зависит от человека-внутреннего, сформировавшегося на земле благодаря внешней деятельности.

Наверное, с точки зрения человека-внешнего «одежды брачные» не столь респектабельны, как расшитые золотом земные мундиры и украшенные бриллиантами брендовые платья светских львиц.

«Брачные одежды» позволяют всем забыть о прошлых земных достоинствах и статусах. Они позволяют всем общаться наравне, с равной любовью и уважением – генералу с бомжом, разбойнику с надзирателем, директору с грузчиком и т.д…

Земная жизнь становится как бы лишь воспоминанием – как давно прошедший сон… Мало ли кем они были в этом «сне»? Это сейчас уже не важно. Это достойно лишь легкой иронии и воспоминаний. Началась жизнь будущего века, о которой так чаяли!

Но вот появится на пиру человек, который откажется надеть праздничную «одежду» для пира… Почему?

Многие толкователи пишут, что он будет сидеть в своей грязной и обветшалой одежде. Я с этим не совсем согласен. Ну какой бомж не согласится поменять свое старое рванье на новые одежды? Скорей всего, этот человек придет на пир в своем лучшем костюме, который будет свидетельствовать о высоте земного статуса и заслугах этого человека, – этакий роскошный «павлиний хвост», от которого очень трудно отказаться человеку-внешнему.

На входе слуги предложат ему поменять этот костюм на более скромный с виду, но более функциональный по внутренней сути «комбинезон» одежд брачных, на новую природу человеческой плоти и духа… Но! Этот человек откажется.

«…друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал».

Бог называет этого человека другом? Да. Потому что, во-первых, у Бога нет врагов. А во-вторых, Бог прекрасно понимает, что этот человек просто не осознает, где находится: продолжает жить прошлым и внешним.

«Он же молчал» – потому что ему было неудобно признаться в том, что он отказался от одежд, предложенных Царем, что он эти одежды считает так себе – не сильно престижными в сравнении со своим мундиром, который отражает все его достижения.

«…возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов…»

Тьма внешняя. О ней не сказано, что это ад и что там есть черти. Также не сказано о том, что человек помещается туда на веки вечные. Что это за место такое?

Это место, где нет никакой внешней деятельности. Она там просто невозможна. Да и не нужна. Это не материальный мир, где надо что-то преобразовывать. Там нет ни голода, ни холода. Там нет других опасностей, типа болезней или убийств. Там нет ничего! Кроме связанных по рукам и ногам душ, которым ничего не грозит и которым нечем заняться. И от этого стоит плач.

А скрежет зубов стоит от того, что каждый пытается рассказать каждому о величии своего земного положения. Но никто его не слушает, потому что занят тем же. И доказать свой «ах какой важный статус» ближнему никак не удается. Удается лишь нарваться на насмешки и троллинг.

Как тут не взвыть и не заскрежетать зубами?

Является ли «тьма внешняя» наказанием? Скорее лечебницей.

Бог создал человека не для того, чтобы его наказать или погубить, а для того, чтобы воспитать из человека Себе подобного в конечном итоге. И для этого у Бога есть мудрость, любовь, терпение и целая вечность.

Поэтому во тьме внешней людские души, насытившись взаимным хвастовством, и устав от него, и поняв его бесперспективность, постепенно начнут созревать для того, чтобы оставить все свои внешние достижения и статусы. В конце концов им придется обратиться внутрь своей души. Понять, что там очень мелко, и начать взывать к Богу, чтобы Он вновь позвал их на пир. Понять, что они готовы уже прийти туда без одежд и принять одежды, которые им уготовал Бог…

Путь от внешнего к внутреннему у многих окажется очень долгим и длинным. Лучше этот путь пройти на земле. Здесь легче и быстрей. Но для этого надо стать на путь богомыслия, христоцентричности ума и искренней молитвы.

А в свою очередь для этого надо заиметь в душе верную мотивацию – полюбить Истину ради Истины и начать Её искать! С этого начинается путь правильных приобретений внутреннего человека.