09.10.2018
Артём Перлик
2421
просмотр
Все люди на Земле ищут счастье. Но парадоксальным образом находят счастье лишь те, кто ищет его для других.
Тема Служения и Литургии
Что же даёт христианину силы и возможность преображать мир и растить вокруг себя пространство рая? Это, конечно, Литургия и возможность через Таинство Причастия принять Бога.
Вот три счастья Литургии: Ею жить, Ею обретать настоящесть и собой нести Её в этот мир.
Логика Литургии такова, что причастившийся должен нести собой Её в том, что его окружает, нести это Христово присутствие в жизнь.
Христианское служение – умножать красоту в себе и вовне. Оно основано на Литургии. И, с другой стороны, если служения нет – Литургия не имеет в нас продолжения. Святая Мария Скобцова говорила, что в жизни, наследии и душе каждого человека сгорит или сгниёт всё то, что он не потрудился отдать по любви к другим.
Как-то мы проводили большую театрализованную игру для детей города прямо на площади. Рядом со мной трудились девушка и женщина, и все мы пришли в тот день играть с малышами после воскресной Литургии. Женщина постоянно жаловалась, что общение с детьми нарушает её молитвенную сосредоточенность после Причастия, а девушка радовалась тому, что может послужить другим. Девушка не причастилась в тот день, но лицо её сияло, а женщина хоть и причащалась, однако была тусклой и общаться с ней не хотелось.
А ведь это Христос открыл, что вся аскетика, всё благочестие, все смыслы жизни, и глубина, и подлинность меряются всегда по любви.
Каждому важно найти тот образ служения другим, который будет соприроден именно нам. И в этом не мешает ни количество дел, ни занятость, ни работа – каждый ищущий действительно находит подходящее ему служение.
Одна моя подруга, которую не буду называть по имени, жена богача, тайно посещала со мной больную бабушку. И спустя годы всё ещё передаёт деньги на питание этой старушке. Волонтёрство и общение помогли ей решить множество внутренних психологических и семейных проблем. До волонтёрства она воспринимала Православие как Одно Великое Нельзя, а теперь вера стала для неё радостным даром новой жизни. Эта девушка – удивительная добрая красавица, которой доступно всё, что только можно купить за деньги. Но она чувствует, что жизнь пуста без веры, а вера пуста без служения.
Аня О., которая сейчас сидит дома с маленьким ребёнком, готовит еду для инвалидов и стариков, поручая мне разносить её. Она много лет ждала своё семейное счастье, а когда оно пришло, то не забыла и о тех, кто жаждет радости. Аня – тихая и скромная девушка, с внутренней силой не отступить ни перед чем, когда надо помочь тому, кто дорог. Но эта её сила видна не сразу. Как не сразу можно узнать в этой молчаливой девушке научного сотрудника одного из донецких университетов. Она – как особый драгоценный камень, ценность которого видна только опытному ювелиру. Если описать её одним словом, то это – верность.
Все люди на Земле ищут счастье. Но парадоксальным образом находят счастье лишь те, кто ищет его для других.
Преподобномученица Мария (Скобцова): «На Страшном Суде с человека будет спрашиваться не то, как он уединенным подвигом спасал свою душу, а именно то, как он относился к ближнему, посещал ли его в темнице, накормил ли голодного, утешил ли его, – одним словом, – любил ли он брата своего человека, ставил ли эту любовь перед собою, как непреложную заповедь Христа. И тут нельзя отговориться достаточностью молитвенной памяти о брате, – необходимо оправдаться деятельной любовью, самозабвенной отдачей души своей за други своя».
В «Древнем патерике» приводится такая история: «Брат пришел к некоему старцу, и, выходя, говорит ему: прости, авва, что я отвлек тебя от правила твоего. Старец сказал ему в ответ: мое правило таково, чтобы успокоить тебя и отпустить с миром».
И это больше всего удивляет в подлинных христианах – желание отдать все силы души и тела, чтобы только другой сумел посмотреть на мир с радостью и надеждой.
Тема Творчества
Людям часто кажется, что христианскими можно назвать только произведения с соответствующей церковной символикой и темами. Но на самом деле можно написать о траве или дереве, но так, что люди смогут через текст прикоснуться к Небу. А можно, по выражению Сергея Довлатова, «всю жизнь копировать древнерусские иконы и проваляться в материалистической луже».
Диккенсу, Фросту, Элиоту или Сайгё не нужно было обращаться к религиозной теме, чтобы в созданных ими строках звучала благодатная красота. Потому что творчество в том и состоит, чтоб, подобно толкиновскому эльфу Феанору, заключать райский свет в дела рук своих. И без этого света не бывает искусства, а лишь только непреображённость с неподлинностью в той или иной форме…
Человек, обретающий мировую культуру, обретает одновременно и чуткость к красоте. А чуткость к красоте – это не что иное, как чуткость к звучащему и сияющему в ней Богу.
И одно из наших предназначений как людей – это умножение красоты в себе (через восхождение к Богу) и вовне (как результат этого восхождения). Потому, согласно Григорию Паламе, все наши творения и слова, которых коснулась благодать, спасаются вместе с нами, а значит, чуткий умеет видеть Бога во всей красоте мировой культуры. Ведь культура – не некий ненужный довесок к человечеству, а реальность способности человека освящать бытие. Потому, например, один кельтский святой советовал пришедшему к нему барду (поэту), у которого был неурожай, прочесть над полем собственные стихи. И Господь подарил барду урожай в конце года. А что уж говорить о любви многих святых отцов к творчеству и науке! Тот же Григорий Богослов – поэт, как и Коламба Шотландский, Илья Чавчавадзе, Кедмон Уитбийский, Амвросий Миланский – все они прославлены Церковью либо как поэты, либо как и поэты в том числе. И это не удивительно, так как творчество, по Иоанну Дамаскину и Григорию Паламе, – одна из важных граней образа Божьего в человеке. И потому умножение красоты – одно из наших важных и радостных назначений в мире Господнем.
Тема Благодарения
Служащий другим христианин постепенно открывает для себя жизнь как праздник и радость.
Мы пришли в мир, чтобы обрести радость. Но обретают её только благодарные. Потому, например, Честертон так ценил, что его супруга Френсис умела радоваться. На её лице он увидел «аскезу веселости, а не аскезу печали, та легче». Как тут не вспомнить, что древняя святая Ита Ирландская говорила: «Господь больше всего не любит в нас хмурые лица». Оба выражения, и Иты, и Честертона, достойны того, чтобы их повесили в храме. Как и наследие о. А. Шмемана в конечном итоге – для радости и о радости, лежащей в глубине всякого подлинного богословия. Да и богословствовать – значит свидетельствовать о красоте Бога и всего, чего в мире касается Бог. И Церковь на самом деле – это не поверхностные склоки клириков и не равнодушье мирян, но касание Святого Духа и ответ лучших людей земли на это святое прикосновение, созидающее Церковь как святость, как Встречу, как обретение Христа, а за этим и мира, который теперь будет видеться в светоносности тех глубин, где сердце обретает Господа, а потому уже не боится бессильных на самом деле равнодушия, формализма, невежества и поверхностности, которых, кажется, так много за все века есть и было в храмах нашей земли.
Но и это не введёт в уныние человека, обретшего встречу с Богом, ведь он знает, что и в храмах, как везде, на радость способны одни только благодарные и живущие для других…
Наталья Трауберг замечала, что через чтение книг Честертона Бог проводит с людьми честертонотерапию – настраивая их души на подлинность и настоящесть. Да и вообще вся великая литература существует ещё и затем, чтобы человек не измельчал до такого состояния, когда с ним невозможно будет говорить о высоком. И это измерение литературы, эта прививка высоты никогда не понятны тем, кто мерит всё в жизни с точки зрения практической пользы. Да, литература развивает грамотность и эрудицию, знакомит с психологией и историей, но существует она не для этого. Как и Церковь существует не для освящения офиса, но для освящения сердца.
Астрид Линдгрен говорила, что «счастье приходит изнутри, а не от других». Потому так важно обрести полноту в тех глубинах души, где человек встречается с Богом. И тогда ему будет что дать всем другим встречным на пути в свет.
Самое главное – это постоянно жить в ощущении Высочайшего над собой. Тогда твои поступки и мысли будут столь же велики, как у героев древнего эпоса, и героизм подлинного отношения к миру и людям будет всегда с тобой.
Так и Блез Паскаль однажды проснулся среди ночи потому, что явно ощутил: Бог – это радость!
Далеко не каждый христианин имеет свой живой опыт Бога. И один из признаков имеющих этот опыт – у них нет того, что Марина Журинская называла «постом с самолюбованием». То есть они не стараются посчитать, кто из их знакомых достиг в духовной жизни больше или меньше, чем они. У них есть желание дарить другим весь свой опыт Бога, опыт красоты и подлинности. Это то подлинное смирение, которое наполняет человека Небом.
Клайв Льюис говорил: встречая такого смиренного человека, мы вовсе не поймём сразу, что он смиренен, только увидим, что он весел и радостен, что ему интересно то, что мы ему говорим.
Эпилог
Святейший Патриарх Кирилл: «Ошибочно под Церковью подразумевать только иерархию – епископов, священников, диаконов или тех людей, которые работают в Церкви. Церковь – это весь народ Божий. Церковь являет себя тогда, когда она совершает Божественную Евхаристию вокруг своего епископа или священника, и каждый в Церкви имеет свое служение. И мирянин, то есть крещеный член Церкви, – это не статист. Мирянин – это тот, кто несет особое служение в Церкви. Быть мирянином – это тоже служение, и посвящаемся мы на это служение через Таинство Крещения.
Поэтому когда в Церкви все делает только иерархия или духовенство, а миряне лишь присутствуют на богослужении, то это очень опасно для жизни Церкви, потому что в ней не реализуется самый главный принцип церковного бытия: Церковь – это община веры, это народ Божий, объединенный вокруг своего епископа.
А к чему приводит то положение, когда миряне не принимают участия в жизни Церкви? Существует такое понятие, как секуляризация: это когда священное, в том числе и церковное, отделяется от общественного. Понятие это обычно применяется к оценке общественной или государственной жизни, но его же можно применить и к жизни церковной. Когда миряне отделены от реальной жизни Церкви, когда они являются членами Церкви лишь по названию и по редкому посещению храмов, то происходит некая внутренняя секуляризация религиозного сознания. Мирянин не связывает себя с Церковью – он живет своей жизнью, он вспоминает о Церкви в лучшем случае раз в неделю, а в худшем – два-три раза в год.
Для того чтобы Церковь в полной мере проявляла свою природу в реальной жизни, в церковную деятельность должны быть вовлечены и миряне; и сегодня по милости Божией это вовлечение происходит. Кто строит и восстанавливает храмы? В первую очередь миряне. Кто участвует в делах благотворительности и милосердия? Кто направляет на эти проекты свои средства? Кто реально участвует во всех этих добрых делах? Это миряне. Кто занимается с молодежью, с детьми в воскресных школах, в церковных детских садах и в гимназиях? Опять-таки миряне. Кто в первую очередь несет современному обществу свидетельство о христианской вере? Миряне – те самые, которые разговаривают со своими коллегами на работе или просто в поезде, в самолете, когда человек не стыдится сказать, что он христианин и когда он отвечает на поставленные ему вопросы.
Мне приходится по роду своей работы, своего служения часто читать биографии людей, которые поступают в духовные учебные заведения или в монастыри, или испрашивают благословение на монашеский постриг или на принятие сана. Нередко в этих биографиях люди рассказывают о своем жизненном пути, причем не только формально: где учился, где работал, но и о том, как пришел в Церковь. И вот на что я обратил внимание. Чаще всего люди в сознательном возрасте обращаются к вере через общение со своими друзьями, со знакомыми. Потом второй шаг – прийти в церковь и послушать. Но первое, что чаще всего обращает человека мыслью к Богу, – это разговор с друзьями, когда он или она вдруг узнают, что их сосед, друг или знакомый – верующий человек. И когда верующий человек способен рассказать о своем религиозном опыте, рассказать о вере – это чаще всего и бывает первой искрой, которая потом способствует возгоранию религиозного чувства человека.
Служение мирян не менее важно, чем служение священнослужителя. И благодарить Бога нужно за то, что все больше и больше мирян вовлекаются в это служение».
Иоанн Златоуст в «Слове огласительном», читаемом в храмах на Пасху, говорит:
«Щедрый Владыка принимает и последнего, как первого; успокаивает пришедшего в одиннадцатый час так же, как и работавшего с первого часа; и последнего милует, и о первом печётся; и тому даёт, и этому дарует; и дела принимает, и намерение приветствует; и деятельности отдаёт честь и расположение хвалит».
И для Бога драгоценно всякое наше усилие. Он не отверг нас, когда мы ещё ничего не знали и не искали, но ввёл в Свою красоту. Христос умеет исцелять, вдохновлять и дарить. Он умеет радовать. И Он учит и радоваться, и радовать – учит каждого открывшегося Ему человека, вдохновляет видеть другого братом, умножать красоту и свет, чтобы мы могли в радости, весело, свободно и благородно, с нежностью ступать по земле.
Источник