Обнимашки протестантам: про иконы и все прочее
16.11.2016
2054 просмотра
Дарья Косинцева

Вот такое чудесное письмо пришло мне от давнего моего подписчика Кирилла. Кирилл, я так понимаю, баптист: 

“С какой бы радостью я услышал ВМЕНЯЕМЫЕ аргументы в пользу иконопочитания, святоотеческого наследия, поклонения чудотворным артефактам, чудесам ради чудес (2-е искушение Иисуса), о Богородице и др. заступниках перед Богом (зачем!!!) и многое ещё. Слышу я от "завали табло, мразь еретическая" до "об это многие преткнулись", в чём не больше смысла. Худиев говорит, что у него есть ответ, но молчит, в чём он. Мы ведь протестуем не от гордости, нет. Просто не хотим участвовать в том, что считаем неправильным. Верим, как умеем. Участвовать, разумеется. Волнуюсь”. 

Кирилл, друг! Слушай, я вообще не тот человек, который готов дать тебе “вменяемые аргументы в пользу” этих вещей! Потому что я – сама расхлябанность в этих вопросах. Давай по порядку, вот смотри: 

1. >> в пользу иконопочитания
Я вообще равнодушна к иконам, к сожалению. У меня дома полторы иконы, и то я их на съемную квартиру не перевезла. Увы: вообще эстетика православия от меня далека (иконы, позолота, купола и иже с ними). Для меня любимая икона – это картина Крамского “Христос в пустыне”. Но тем не менее я не считаю иконы каким-то вящим антихристианством. Впрочем, как-то я видела историческую картинку, когда у некой правительницы вся стена от пола до потолка завешана иконами, – вот это жутковато. Это попахивает, на мой взгляд, идолопоклонничеством. Но в принципе – в принципе – что плохого в иконах? Потенциальная опасность сделать из них идола? Но эта проблема не иконы – это выбор людей. Идола можно слепить и из писания, и из любого пастора, и из вообще чего угодно. Особо упёртое иконоборчество просто придает предмету такую же великую ЗНАЧИМОСТЬ, как и упёртое иконопоклонничество. Ну на самом деле, не вокруг икон вращается православие. Но если кому-то от них хорошо – почему нет? Если кого-то они вдохновляют, успокаивают, настраивают на нужный лад – ну почему нет? Однако любить иконы никто нынче православного не обязывает. С трудом представляю батюшку, который на исповеди спросит, сколько у меня дома икон. 


2. >>поклонения чудотворным артефактам
Десятикратно равнодушна ко всяким мощам. Опять же – ну не гонит же никто православного им поклоняться? И батюшка, опять же, на исповеди не спросит, а перецеловала ли я, грешная, все святые мощи, которые положено. 

3. >> чудесам ради чудес (2-е искушение Иисуса)
Ну ты уже понял, какой будет ответ :) Да я и писала уже об этом: считаю, что чудеса – это частенько опасные искушения. И я тебя уверяю, тот же Православный Батюшка В Вакууме тоже часто бывает не восторге от увлечения прихожан всякой чудесатостью, обсуждает это с грустью с матушкой на кухне и даже иногда пописывает что-то обличительное в интернетах 

4. >> о Богородице и др. заступниках перед Богом (зачем!!!)
Я никогда не молюсь ни святым, ни Богородице. Но опять же – не мне осуждать тех, кто молится, кому это помогает. Кому-то проще приблизиться к Богу через образ Богородицы или через жизнь конкретного святого, живого человека со своей судьбой. Поэтому тоже не вижу особенного искажения христианства – конечно, не в случаях, когда это все заслоняет Христа и из святых делают пантеон божков. Но опять же, Православный Батюшка В Вакууме тоже на эту тему вздыхает на кухне, и рад был бы тебе – осознанному прихожанину, который бы на эту тему разъяснял на еженедельных встречах на приходе :) 

5. >> святоотеческого наследия
Я с превеликим удовольствием читаю Отцов. Так же как ты читаешь Ткачева и не считаешь это поруганием Евангелия. Что тебе мешает читать Ткачева тысячелетней давности? Там тоже интересно, честное слово. Но ЕСТЕСТВЕННО, даже для Отцов главный фильтр – это Евангелие. Никто и не призывает считать эти тексты РАВНЫМИ Евангелию. И никто на свете не заставит меня читать, к примеру, Иоанна Кронштадтского. Я не хочу сейчас обсуждать термин “святой” и спорить о канонизации, но я не поставлю его в один ряд со Златоустом, это точно. Я лично уверена, что для понимания Евангелия нужны интерпретации: без этого никак, там просто очень насыщенно и без подготовки не очень понятно. Так же как для понимания матана неплохи сначала занимательные задачки или хотя бы базовый курс математики. Я лично пришла во многом через Достоевского к христианству – а он же пришел к вере и через Святых Отцов в том числе, то есть мне пригодилась аж интерпретация интерпретаций! А когда я пишу о Достоевском, ты читаешь интерпретацию в кубе! В протестантизме знаешь в чем проблема? Что все равно Евангелие интерпретируется, конечно, но! С нуля, без опоры на уже имеющиеся интерпретации, может получиться тот еще харизматический сатанизм. “Чистое Евангелие”, то есть сферическое Евангелие в вакууме на самом деле не очень понятно – как оно мне не было понятно и интересно при первом прочтении. Православие говорит: сначала Евангелия, потом корпус его интерпретаций, который мы долго взвешивали и коллективным разумом согласовали, а ПОТОМ УЖЕ – все остальное. Мне кажется, это разумный подход. 

Есть еще много вопросов, которые тут не заданы, но, как я понимаю, подразумеваются. Ну например: 

>> 6. Крещение младенцев
Я великого смысла не видела, но и великого смысла препятствовать не видела. Поэтому крестили мама, тетя и бабушка без меня в родной деревне. В православной среде на эту тему активная дискуссия: естественно, речь не идет об общем отказе, а просто о том, чтобы не считать это обязаловкой. Ну собссно, Сферический Батюшка тоже в этом вопросе на тебя давить не будет. 

Ну или еще например: 

>> 7. Освящение машин и квартир
Сферический Батюшка обнимает тебя как родного, если ты не будешь заказывать у него эти пляски с бубном ритуалы, а просто дашь денег на проведение отопления в дом молитвы храм. Я тебя уверяю, что он тоже очень грустит, когда вместо душепопечения и пищи духовной паства приходит за “религиозными услугами”. 


И да – Сферические Батюшки существуют! Более того, существуют приходы, абсолютно лишенные “православной субкультуры”, которая тебя отпугивает. 


Я тебя не призываю прямо завтра туда бежать. Я буду рада, если ты для начала откажешься от мысли, что “стать православным” – это значит освятить машину, увешать ее иконами и срочно поехать в пустынь к модному чудотворцу, включив на полную молитвенные песнопения. 

Вовсе нет. 

И я тебя уверяю, что, если ты откажешься от этой фобии, ты увидишь православие иначе. Для меня православие – это очень глубокая духовная культура, это своего рода философская матрица, в рамках которой многие вопросы гораздо более ясно по-христиански интерпретированы, чем в неправославных конфессиях. 


Я надеюсь, что когда-нибудь, почитав отцов ли, или русских религиозных философов, а может вообще Серафима Роуза, ты проснешься утром и ощутишь себя чуть более согласным с православием, чем вчера. А потом еще чуть больше... А потом, к примеру, ощутишь себя согласным на 51% :) 

Никакого насилия над личностью. Для начала ты можешь быть таким же плохим православным, как я :) 

ЗЫ: посмотрев издалека на этот текст у меня на мониторе, муж сказал: “Ничего себе ответ Кириллу! Он тебя замуж позвал, что ли? Мне кажется, проще было написать 42”. 
Так что пишу для кучи еще и главный аргумент: 42 :)