Почему не позавидуешь мытарю и блудному сыну?
27.02.2019
1992 просмотра
Авторы "Меньше ада"

Автор: Юлия Михалёва-Алфёрова 
Илл.: Блудный сын. Пьер Пюви де Шаванн

Читая притчи о мытаре и фарисее да о блудном сыне, понимаю, что я, скорее, на стороне фарисея и сына старшего. Может быть, по той же причине, что и в детстве, когда была на стороне Волка из «Ну, погоди!» и Тома – из «Тома и Джерри». Да, и того, и другого режиссеры позиционируют как отрицательных персонажей, ну или, по крайней мере, не совсем положительных. Но эти отрицательные персонажи были отрицательны лишь тем, что всего лишь исполняли данную Природой миссию: ловили мышей и зайцев. Поэтому они скорее неудачники, чем злодеи. То же самое можно сказать о фарисее и старшем сыне отца, имение которого расточил сын младший.

Оба служат Богу (ну или отцу, который символизирует Бога в притче). Соблюдают заповеди, посты, постоянно при Боге. Фарисей платит десятину в церковь, в то время как мытарь жульничает. Старший сын вкалывает, в то время как младший расточает и ведет разгульную жизнь.

Смысл первой притчи: не гордись, а кайся, тогда помилован будешь; второй – радуйся успехам ближнего своего. Все логично и здорово. Но…

Проведем аналогию с современностью. Вот стоит в церкви депутат, который обокрал полстраны. Кается. Плачет. Стоит рядом простой прихожанин, который зарабатывает деньги честным трудом, весь в кредитах, но в церковь десятину подает. «Господи, благодарю Тебя за то, что я не такой, как он!..»

Но помилован будет вор-депутат…

Далее.

Две сестры. Одна каждое воскресенье посещает церковь, молится, соблюдает посты, не блудит, живет тихо-скромно. Но вот замуж так никто и не позвал, а хочется. Вторая ходит по ночным клубам, меняет мужчин, выпивает, покуривает, жрет мясо в Великий пост. И вдруг устала она от такой жизни. Захотелось ей жизни семейной. Зашла в церковь свечку поставить за «счастье в личной жизни». В джинсах, с утиными губками, о том, что нужно для приличия выплюнуть жвачку перед входом в храм, – и мысли нет. Мыслей-то особо вообще нет.

И Господь тут же подает ей мужа. Шикарная свадьба. Квартира, подаренная родителями. Дети. Здоровые. Без синдромов.

«Господи, я молю Тебя о семейной жизни уже несколько лет, почему Ты не даешь мне ее, а этой все и сразу?!» – плачет первая сестра.

И таких случаев, на первый взгляд, сколько угодно в современном мире.

Можно спросить: что за несправедливость и какой толк в том, чтобы ходить в церковь и во всем слушаться Бога? Значит, можно блудить, воровать, быть далеким от Бога – и получить награду на небесах только за то, что раз в жизни пришел в церковь и сказал: «Господи, помилуй»?

Да, именно такие мысли приходят, если не разобраться ни в притчах, ни в себе, ни в том, «как работает Бог».

Каждый из нас и фарисей, и мытарь. И старший, и младший сыны.

Многие из нас повылезали в христиане из атеистов и язычников, из любителей блуда и любителей потусить. Когда-то и мы были блудными сыновьями и дочерями. И когда-то и нам Господь дарил подарочки, когда мы в первый раз в жизни со жвачкой во рту промямлили: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!»

Мы думали, что так будет всегда. Я Богу свечку – Он мне счастье.

Но Господь каждый раз выводил нас на новый уровень. Свечки мало – давай молись. Молиться мало – исповедуйся. Исповедаться мало – причащайся. Причащаться мало – возлюби Господа Бога и ближнего своего.

То есть, если этим притчам написать продолжение, у мытаря и блудного сына не все так замечательно, как кажется. Им нужно будет Господни подарочки отработать. Царствие Небесное заработать. И тут тебе и искушения, и скорби, и тяготы.

Фарисею-то проще. Фарисею только покаяться! Остальное он умеет! А вот мытарю сложновато будет.

Старшему сыну тоже: работать он привык. А тому блудному нелегко будет сменить образ жизни, так как нет привычки зарабатывать. А значит, в тягость может быть ему эта жизнь. В первый-то день отец накормит, во второй – голодным не оставит, а вот за третий уже – как потопаешь, так и полопаешь.

Царствие Небесное ведь берется только силою.

Так что причин для зависти или ревности быть не может. И о какой-то несправедливости и неудачливости добросовестных христиан говорить абсурдно.

Но дело даже не в том. А в том, что, если ты реально с Богом, тебе завидовать, кроме как себе, некому. Потому что истинный кайф христианин получает от общения с Богом, а не от кальяна. Если у тебя есть церковь, зачем тебе ночной клуб? Ну серьезно!

И если кто-то из твоих знакомых посещает ночной клуб, а наутро приходит в церковь свечку поставить, ты должен ликовать: «Ура! К Богу моему пришли! Проходите, люди! Вот вам козел, вот вам баран и куча других ништяков!» В таком случае тебе не нужно будет даже «зарабатывать баллы» в Царствие Небесное.

Оно уже с тобой.