Почему сектанты радостны, а христиане унылы?
31.07.2019
347 просмотров
Юрий Беспечанский

Источник: NaCl: христианство с солью

Поводом к этой статье послужили две житейские беседы. Недавно одна знакомая сказала другой, что ей приятно заходить в «веганские» магазины, где продавцы – кришнаиты: «От них веет такой радостью! Рядом с ними приятно находиться». На что другая знакомая заметила: «Наверное, есть правда в кришнаитском учении, коль уж они так радуются».

Другой диалог произошел еще летом. Наша христианская компания собралась ехать на электричке на загородный пикник. И вдруг на станции мы встретили компанию улыбающихся людей, парней и девушек, белого и черного цвета кожи, которые приветствовали друг друга искренними радостными объятьями, в то время как наша компания как-то уныло мялась на перроне. «Должно быть, это – христиане! Наши братья и сестры», – сказали мы и пошли знакомиться. Каково же было наше удивление, когда другая компания оказалась Свидетелями Иеговы, не верящими в божественность Христа и Святого Духа, – они тоже ехали на пикник! Мы-то полагали, что они только и умеют, как стучаться в квартиры и навязываться изучать Библию: оказалось, что они более радостны и дружелюбны, чем наша христианская компания. «Может, в их учении есть какая-то правда?»

Во-первых, в ЛЮБОМ учении есть «какая-то» правда! В атеизме, буддизме, веганстве, йоге, фашизме и т.д. Только эта правда причудливо перемешана с неправдой. Во-вторых, от чего вообще люди могут долго радоваться, от чего их лица могут сиять и светиться? Я знаю, как минимум, ТРИ серьезные причины для такой радости. Первое, самое простое и «человеческое»: когда рядом люди, которые тебя понимают и принимают, когда ты – часть коллектива друзей или единомышленников. Второе: если ты увлечен своим делом, если ты «горишь» в творческой самоотдаче. Третье: если ты живешь «цельно», целостно – если твои мысли, слова и поступки едины, если ты не лицемеришь и если ничто не мучает и не «разрывает» тебя изнутри.

…Вот написал предыдущий абзац и вспомнилось недавно попавшееся мне видео: сидят два мусульманина-игиловца* и рассуждают, как прекрасно по воле Аллаха создавать всемирный халифат и убивать неверных. Сидят, обнявшись: такая братская любовь! Такое единство! Далее, карие глаза пылают горячей страстью, а в словах – ну ни тени, ну ни капельки сомнения: свято верят, что Аллах им четко повелел убивать неверных и воевать, – разве можно тут мучиться и сомневаться?.. А ведь кто-то, посмотрев это видео, подумает: «Наверное, что-то есть в этом учении, раз уж эти два мужика так радуются и глаза так горят!» 

Скажу для кого-то парадоксальную и «нерадостную» весть. Правда во всей ее полноте всегда сложнее, чем ересь и полуправда. Правда – во Христе и в Библии, взятой во всей ее полноте. Всегда легче «поверить» в какие-нибудь «три пункта», которые «сделают тебя счастливыми», и не морочить голову ничем другим: сделать себе «операцию глупости», в соответствии с картиной Хиеронимуса Босха. «Во многой мудрости много печали, и кто умножает познания, умножает скорбь», – говорил Экклесиаст…

Когда-то, еще до уверования во Христа, я увлекался оккультизмом и разными эзотерическими и философскими учениями, и мою душу очень грела фраза Сент-Экзюпери из «Маленького Принца»: «Самого главного словами не выскажешь; зорко одно лишь сердце». Я был уверен, что именно в глубине моего «сердца» заложена та самая самая-самая правда и красота. Потом, когда я пришел в церковь, пытаясь проповедовать это свое учение, пастор меня осадил библейской цитатой: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?» (Иер. 17:9).

Жить стало хуже, жить стало сложнее: исчезла блаженная детская вера, что моя глубина желает всего самого наилучшего; пришло трезвое взрослое понимание, что и в глубине моей много чего намешано от плюс до минус бесконечности.


Поймите меня правильно: я против интеллектуализма, против манкирования свои умом и знаниями, которые никого не спасут, тебя в том числе. Но я и против «простоты, которая хуже воровства», против веры «в три спасающих пункта», против «духомании» и погони за чудесами и исцелениями. Чего на практике хочет и чего не хочет от моей жизни Господь, так вот этого:

19 Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство,
20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси,
21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.

Радость здесь является одним из пунктов того, что я должен явить своей жизнью в Духе, как требует от меня Господь; причем радость не мгновенная, а постоянная, независимая ни от чего, кроме Господа. А как с любовью? А как с долготерпением? А как с воздержанием? А как с отсутствием разногласий, вражды и ссор? Радость игиловца* оказывается сопряженной с убийством, радость кришнаита – с идолослужением. Все это совсем непросто, но представляет собой вдохновляющую жизненную задачу и вызов.

…И все же, когда мы видим что-то доброе и являющее пример для христиан в буддистах и атеистах, в иеговистах и мормонах, можно сделать еще пару выводов:

1) Всё доброе, что есть в этом мире, не зависит от принадлежности к той или иной религиозной «корпорации», а является знаком присутствия Единого Творца даже в людях, далеко не знающих Его.

2) Это вызов Церкви. Христос заявлял: «Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Матф. 5:20). Когда любовь, милость и мир больше являют атеисты и буддисты, чем Церковь, то ГОРЕ такой церкви и таким христианам: «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Матф. 5:13).

___
* ИГИЛ - запрещённая в России международная исламистская террористическая организация.