Работники одиннадцатого часа
11.06.2019
4623 просмотра
Дарья Сивашенкова

Источник: La cruz en la mano

Недавно перечитывала этот евангельский отрывок, и он впился мне в сердце, как осколок.

1 Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой
2 и, договорившись с работниками по динарию на день, послал их в виноградник свой;
3 выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно,
4 и им сказал: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, дам вам. Они пошли.
5 Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же.
6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.
8 Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых.
9 И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию.
10 Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию;
11 и, получив, стали роптать на хозяина дома
12 и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной.
13 Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною?
14 возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему [то же], что и тебе;
15 разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив от того, что я добр?
16 Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званых, а мало избранных (Матф. 20:1–16).

Не знаю, как вы, а я когда-то втайне думала, что работники одиннадцатого часа, в общем, довольно неплохо устроились. Целый день занимались не пойми чем, валяли дурака и не утруждали себя, а в самом конце дня вскочили в уходящий поезд. Не то чтобы мне жалко было для них динария (как работникам первого часа), но... и особого сочувствия у меня эти горе-садовники не вызывали.

А потом я перечитала этот отрывок снова.

6 Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно?
7 Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите.

Праздно. Эти люди целый день простояли на торжище, на самом солнцепеке, праздно, то есть бесполезно. Вокруг них ходили другие, занятые делом. Вокруг них выбирали других, а они стояли праздно и никому не нужно. Час за часом, под палящим восточным солнцем, все отчетливее понимая, что время уходит, а работа не сделана и денег им никто не заплатит. А самое главное ― они никому не нужны. Они совершенно не востребованы на этом торжище, и это только их беда: никому до них нет дела.

Мы не знаем, почему они оказались в таком состоянии, почему не вошли в число работников, которых Хозяин призывал в первом, третьем, шестом, девятом часу. Может быть, они не пошли за Ним, потому что сочли, что динарий ― это слишком мало и можно, постояв и поторговавшись с другими, найти себе заработок побольше. Может, сочли, что работа в винограднике ниже их достоинства и сейчас им предложат что-нибудь «поприличнее». Может быть, отвлеклись, пока Он призывал других поработать, ― таращились на какие-нибудь базарные диковинки, играли в кости, трепались друг с другом ― и пропустили подошедшего Работодателя. А может, им просто не хотелось работать и думалось: вот-вот, ну вот еще немножко, еще часик побездельничаю ― и займусь делом. И еще часик. И еще часик. И еще часик.

У них явно был шанс ― и в третьем, и в шестом, и в девятом часу, ― но они его упорно пропускали. Но вот наступил вечер ― и они вдруг поняли, что день прошел, ничего не сделано, денег нет, а впереди ― темнота.

Если перенести слова притчи на жизнь, то мороз по коже дерет: жизнь прожита, а... вроде как и не было ее. Ничего за душой не нажито, время прошло праздно, ненапряжно, может быть, весело... но бессмысленно, и это уже не исправить. Ничего нельзя исправить, потому что какой же идиот возьмет себе работников на ночь глядя? И я передать не могу, какой коктейль мне мерещится в душах этих людей: униженность и боль от своей невостребованности, запоздалые и бесполезные упреки своему легкомыслию ― и полная безнадега: впереди ночь, денег нет.

По мне, если честно, больнее всего именно от того, что за весь день оказался никому не нужным (по крайней мере, не нужным настолько, чтобы тебя все-таки за шкирку потащили поработать). И неважно (об этом как-то забывается), что ты сам не сделал шаг навстречу Работодателю. Кажется, что тебя, именно тебя не выбрали, тебя бросили и забыли на этой базарной площади, потому что именно ты ― плох и негоден. Ты ничтожество, ты зря прожил день, ты зря прожил жизнь. Ты плохой, ты, ты, ты...

Признаться, когда-то я втайне завидовала работникам, которых призвали попозже: мол, и там и здесь успели. Типа как блаженный Августин: и в молодости покуролесил, и блаженным к старости стал. После того как я на минутку ощутила, какую горечь, какое разочарование в себе и в жизни должны ощущать те, кто весь день ничего не делал и к вечеру пришел ни с чем, я поняла, что страшнее участи быть просто не может.

Но вот приходит Хозяин и все-таки уводит их в Свой виноградник. Эта притча просто затоплена отчаянием и милосердием. Они, наверное, шли за ним, не веря своему счастью. Наверное, им было перед Ним стыдно: явно не первый раз они видели Его на торжище, только раньше вот не отзывались на зов. И, идя в виноградник, конечно, сомневались в исходе мероприятия: уж, конечно, за остаток дня много они там не сделают и свой динарий явно не заработают. Тем не менее Он именно столько платит запоздавшим, а пришедшие раньше начинают возмущаться.

Возмущаться, совершенно не понимая, что им заплачено, в сущности, дважды.

Они даже не представляют, от какой боли и горечи, от какого унижения и раздирающего душу отчаяния избавил их Хозяин, наняв с утра или чуть позже. Целый день у них было дело. Они знали, что делать и для чего они это делают. Их день осмыслен, заполнен, они востребованы, они нужны, они выбраны. Они знают, что не останутся без вознаграждения. Само по себе это уже награда, и нехилая. Тем более если мы вспомним, Кто Хозяин виноградника ― и то, что виноградник они на самом-то деле возделывали для себя. Это им в нем жить и наслаждаться его плодами (если опять же переносить притчу в жизнь).

У них двойная награда: до краев полная смыслом жизнь (рабочий день), работа в немалой степени НА СЕБЯ, и ЗА ЭТО ― еще и динарий. В сущности, это не Хозяин в долгу перед ними, а они ― перед Ним. А они еще начинают выкобениваться. «Я дал тебе и смысл жизни, и награду, ― мог бы сказать Хозяин. ― Чем ты еще недоволен?»

Не знаю, как вы, а я здесь вижу отчетливую параллель с притчей о блудном сыне и с поведением старшего сына, который отлично жил в доме отца, пользовался всеми благами («все Мое ― твое»), а в конце обиделся, что, дескать, ради младшенького тельца закололи, а для него даже из ягненка шашлык не делали. Что работники первых часов, что старшенький просто не понимают своего счастья.

Но какой же детской глупостью выглядят эти вздорные ребяческие претензии на фоне переплетшихся милосердия Божьего и человеческого отчаяния. Во всем Его милость. Во всем и ко всем.

***
Вторая часть статьи следует.