Sola Scriptura - текст без интерпретации
09.11.2018
1864 просмотра
Найдено в Интернетах

Автор: прот. Сергей Лепин
Источник: serge-le.livejournal.com

Религия обычно ассоциируется с чем-то традиционным и неизменяемым. Ну а что ж! На том и стоим: храним в неизменности веру, «однажды преданную святым» (Иуд.1:3). «Традиция» в переводе с латыни «предание», стало быть, «традиционный» значит «переданный».

Парни, которые заявляют, что у них «только Библия и никаких преданий», не вызывают у меня ничего, кроме сочувствия: как не пожалеть человека, который, сам не понимая этого, хвастается тем, что его вера далека от традиций («переданности»), в то время как апостол Павел велит фессалоникийцам «стоять и держаться предания так, как он передал им» (см.: 2Фесс.2:15) и хвалит коринфян за то, что они «все помнят и держатся предания так, как он передал им» (см.: 1Кор.11:2)? И разве не заслуживает сочувствия человек, который, пребывая в обольщении, не замечает, что сам толкует Библию так, как научили его лженаставники – т.е., согласно определенному преданию (тоже с префиксом «лже»).

Религия – это не сам текст, а способ отношения к нему: методы его понимания, интерпретации, проведения в жизнь. Тексты – они ведь и для атеистов тексты. Бог - Один, Библия - одна, а вот сект, которые говорят, что у них «только Писание» и никаких преданий, десятки тысяч видов. Как так?

Идея истинного христианства неизменно включает в себя осознание необходимости следовать не просто тексту Библии, а правильному его пониманию – тому, который был передан нам Христом и Его апостолами. Непротиворечиво отрицать факт существования Предания Церкви и его необходимости невозможно – можно обличать злоупотребления им и искажения его, или предлагать свои варианты предания и тем самым претендовать на право изменять неизменяемое.

То, что апостолы наследовали правильное понимание Христу, признается всеми, а вот кто наследовал предание апостолов в каждом конкретном историческом этапе – в этом и заключается суть межконфессиональных разногласий. Никто не хочет уступать, и все далеки от готовности сказать «а, какая разница!» - даже самые либеральные из христиан хотят видеть некоторые вещи неизменными, а само согласие об предметах неизменности и является конфессиообразующим фактором.

В поисках «аутентичной неизменности» мы иногда слишком увлекаемся: в спорах о формальной стороне веры мы совершенно забываем о необходимости оспорить свою душу. Религия – это не только совокупность неизменяемых веро- и нравоучительных доктрин и устойчивых форм обрядности. Она есть еще и совокупность изменений, производимых ею в сердцах своих последователей.

Как священный текст без интерпретации есть просто литература, так и религия без реального воплощения в жизни – совокупность идиологем и церемоний. Православие – это единство теории и практики, Писания и Традиции, слов и значений, веры и дел, неизменного и изменяемого. Это не только Символ веры!

Человек, который не нашел в своей религии сил для преображения, еще не обрел веру – поэтому апостол Иаков и говорит «покажи мне веру твою без дел твоих» (Иак.2:18), подразумевая, что это совершенно невозможно. Нет религии – нет изменений. Не те изменения – не та религия. Спор об истинной вере можно выиграть, состязаясь о теории, и проиграть его, если речь идет о практике (и наоборот) - я молчу о том, что его можно проиграть по двум пунктам.