Т. Келлер «Прогулки с Богом: от горя к радости»
04.06.2019
412 просмотров
Обзоры книг

Автор: Мария Федосова

«Нет ничего важнее, чем научиться жить осмысленно среди мучительных несчастий». 

Тимоти Келлер



Американский проповедник, пастор пресвитерианской церкви Тимоти Келлер написал немало книг. Одна из них – о смысле страдания и путях выхода из него. Важно: автор не предлагает отринуть страдание как обстоятельство, мешающее счастью, – он старается научить, как пройти сквозь страдание, сквозь его «огненную пещь», и при этом обрести нового себя. В оригинале название книги – «Walking with God through Pain and Suffering» («Идя с Богом через боль и страдание» (курсив мой. — М. Ф.)).

В западнической секулярной культуре выше всего ценятся личная свобода и счастье. Страдание для современного нерелигиозного человека бессмысленно, это хаотические препятствия на жизненном пути, и его нужно избегать любой ценой. В более древних и не западнических культурах укоренено убеждение, что страдание – неотъемлемая часть истории. Нужно научиться жить, не игнорируя его: «...мы не просто скулим от страдания и ищем выход из него. Мы ищем некую точку боли, которую впоследствии можем превзойти, а не ощущаем себя беспомощными шестернями в машине жестокости».

При этом автор убежден, что переживаемое несчастье само по себе не делает «более духовным», и это не способ искупить свои грехи умением бесстрастно переносить боль. Этим христианство отличается от греческого стоицизма. Христианское восприятие страдания также не равно индуистской идее кармы – вере в то, что мера нашего страдания зависит от меры наших грехов. Нет тесной связи между страданием и конкретным грехом конкретного человека. (Вспомним книгу Иова: ее герой как раз активно выражал свое несогласие с постигшими его незаслуженными горестями, и в конце его истории Бог оправдал его.) Иногда у страдания всего одна цель: помочь человеку полюбить Бога как такового, не за что-то конкретное.

Келлер упоминает Виктора Франкла, который писал о счастье, будучи в заключении. По Франклу, люди решают, какие условия им нужны для счастья, а потом пытаются достичь этих условий. Когда же страдание отнимает эти условия, люди теряют смысл жизни. Но жизнь ради смысла не равна старанию получить что-то от жизни; скорее это то, чего жизнь ожидает от нас. И это нечто более важное, чем личное счастье.

Многие верующие люди, считает Келлер, фактически деисты: они воспринимают Бога как существо, которое должно удовлетворять их потребности и обеспечивать полную довольства жизнь всем, кроме самых плохих. Но Бог ничего не должен людям, и тем более Он не должен избавлять нас от страданий. Страдание – это результат нашего отчуждения от Бога, грехопадения. Бог не создавал зло. Однако Келлер вслед за другими исследователями считает теодицею свободы воли сомнительной. Дар и сохранение свободы воли не могут быть единственной и основной причиной для попущения Богом зла. Келлер вообще не занимается теодицеей. Эта книга – не исследование причин происхождения зла в мире и не поиск оправданий для Бога, Который всё это допустил. Ее цель – в другом. Невозможно ограниченным человеческим разумом понять Бога и Его замысел. Создатель и не призывает нас к этому. И «Если принять то, что у Бога есть причина для попущения этого зла, с чего вдруг мы решили, будто нас известят первыми?» – цитирует автор Алвина Плантингу.

Лучшее объяснение попущения Богом зла, согласно Келлеру, – доктрина о воскресении и обновлении мира. В конце времен зло не просто не будет препятствием к счастью – оно сделает счастье первостепенным. Как смелости не существует без опасности, так и слава Бога, которую мы узрим и которой приобщимся, будет безграничной именно благодаря освобождению нас Христом от зла и смерти.

Что может примирить человека с идеей необходимости пройти через страдания? Знание того факта, что и Бог прошел через него. Бог во Христе был бродягой, бездомным, несправедливо обвиненным, преданным, оставленным близкими людьми и даже Богом-Отцом, израненным и в конце концов распятым. Бог любит человека и страдает за него, это сказано уже в Ветхом завете. Но во Христе Он принял в Себя, в Троицу опыт агонии, богооставленности, Сам в Себе понес наказание за грех человечества. «Только самое смиренное страдание Бога могло смягчить мучительную боль человека», – говорит Альбер Камю. «Христом грозный Иегова и Его ужасающая отстраненность в книге Иова смягчаются», – отмечает Питер Бергер.

Ответ на вопрос «Почему мы страдаем?» всё еще не получен, но нам и не нужно большего. Мы знаем, что причина зла – не в Боге, и знаем, что Он настолько занят достижением нашего счастья, что готов Сам погрузиться в глубину наших страданий. Он понимает нас, и у Него есть план.

Страдание ненавистно Богу, но вместе с тем Бог – владыка страдания. Важно рассматривать две эти истины вместе. При этом нельзя превозносить страдание, предписывать его всем или сводить на нет нравственный императив о его всевозможном смягчении. «Не хочу игнорировать боль, проистекающую из каждого ракового диагноза» (психолог Джонатан Хайдт). Однако понятия страдания и славы, замечает Келлер, объединяются в поразительном количестве библейских стихов.

Для того чтобы пройти сквозь страдание и выйти из него обновленным, улучшенным, как золото, очищенное от лишних примесей, необходимо подготовить к нему свой разум. Этому способствует глубокое понимание Библии, изучение своей веры, ее фундаментальных доктрин: сотворения, грехопадения, искупления и воскресения. Подготовленным должен быть не только разум, но и сердце – для этого нужна постоянная, горячая, глубокая, разнообразная молитвенная жизнь. Иначе может быть трудно или невозможно принять библейские истины. Истинами и убеждениями надо научиться пользоваться.

Обретение радости в страданиях не означает, что необходимо получать радость от страданий – это мазохизм. Зло есть зло и всегда несет боль. Нужно научиться больше радоваться Богу и Его любви даже в обстоятельствах горя.

«Во тьме у нас есть выбор, которого нет в лучшие времена. Мы можем выбрать служение Богу просто потому, что Он – Бог».

Бог позволяет сатане нападать на Иова, но, будучи Владыкой, дозволяет злу ровно столько, сколько необходимо для его – зла – самоуничтожения. Страдальческий опыт Иова приводит его к тому, что он любит Бога и доверяет Ему просто потому, что Он – Бог. Иов не нуждается в благоприятных обстоятельствах, чтобы твердо стоять на ногах в духовном плане. И он оправдан Богом, потому что во всех своих жалобах и сомнениях не переставал обращаться к Нему, постоянно искал Его. «Это окончательный ответ Иову и всем иовам человечества. Страдая безвинно, Иов является другом Божьим» (Франсис Андерсон).

Убеждение, что по-настоящему плохие вещи не могут случиться с хорошими христианами, – наивное заблуждение. Сам Христос опровергает это тем ужасным страданием, которое Он претерпел. Бог не говорит: «Я буду с тобой, если ты пойдешь сквозь огонь», и потоп, и долину смертной тени, но: когда пойдешь. Он не обещает нам освобождения от опыта страданий. Нет, Он обещает, что Сам пройдет с нами этот путь. Он идет с нами, но настоящий вопрос вот в чем: пойдем ли мы с Ним?

Что значит идти с Богом? Это значит, мы должны относиться к Нему как к Богу, Который всегда рядом. Это означает видеть сердцем, как Иисус погрузился в адское пламя ради тебя. Необходимо знать это, чтобы доверять Ему. Кроме того, духовный путь подразумевает постоянство, медленный и стабильный процесс. Здесь подходит метафора гимнастического зала, которую Келлер давал и ранее: занимайся постоянно и увидишь результат. «Молись, даже находясь в духовной пустыне. Читай Писание, даже испытывая мучения. В конечном итоге ты снова ощутишь Его – тьма не вечна».

Келлер, изучив послания апостола Павла, предлагает страждущим три вида дисциплин, помогающих обрести душевный мир:

1) дисциплина мысли (размышляй о Боге, искуплении и спасении). «Либо Иисус сидит на престоле и управляет всем ради вас, либо вам больше не на что надеяться»;

2) дисциплина благодарения (благодари, когда просишь – т.е. заранее, – за всё, что Бог сделает в ответ на твою просьбу). «Ваш мир будет равнозначен степени вашей веры»;

3) дисциплина любви (люби Бога, ибо Он один неизменен, всё остальное может измениться и покинуть тебя). Нужно переупорядочить свою любовь и отвести Богу подобающее Ему место в сердце – любить Его превыше всех.

«Не стоит следовать совету стоиков и сердцем отстраняться от вещей. Мы должны любить многое, а когда хорошее отнимают у нас, то причиняют боль. В то же время если культивировать в себе идею глубокого умиротворения в Боге, экзистенциальное понимание Его любви к нам, тогда мы обнаружим, что страдание жалит и причиняет боль, но не способно искоренить нас, уничтожить нас. Ведь страдание не может коснуться Главного».

Как нам углубить чувство любви к Всевышнему? Обратиться к личности Иисуса. «Нельзя просто сидеть дома и любить абстрактного Бога». Необходимо смотреть на Иисуса – Кто Он и что Он сделал для тебя.

В эпилоге Келлер, суммируя всё написанное выше, приводит десять пунктов действий, необходимых для прохождения с Богом через боль и страдание:

1 Иметь представление о разнообразии форм страдания.
2. Понимать, что у тебя и других страждущих разный характер.
3. Не запрещать себе плакать, не отрицать своих чувств.
4. Доверять Божьей мудрости и верить в Его любовь.
5. Молиться.
6. Контролировать мысли, размышлять об истине.
7. Исследовать самих себя: в чем мне нужно измениться? (Ср. с метафорой гимнастического зала.)
8. Переупорядочить свою любовь – сосредоточиться на Христе.
9. Не избегать общения, найти тех, кто поддерживает.
10. Покаяться, простить, примириться с Богом и с другими.

Резюме: книгу смело можно читать христианам любой конфессии. В православной, скажем, традиции весьма культивируется стремление копаться в своих грехах – по сути, в грязи – вместо того, чтобы посмотреть в Небо. Книга Келлера – неплохое руководство к тому, чтобы изменить траекторию взгляда.

Книга в магазине "Лабиринт": https://www.labirint.ru/books/691680/?p=21069