Тест на реальную любовь
29.10.2018
405 просмотров
Юрий Беспечанский

Давайте вместе прочитаем кое-что из 13 главы Евангелия от Иоанна. Здесь мы становимся свидетелями последней ночи земного Иисуса Христа вместе с учениками. Когда человек покидает надолго, навсегда дорогих его сердцу людей, то в последние часы и минуты обычно говорится нечто самое важное, самое главное.

1 Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, [явил делом, что], возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их.
2 И во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его,
3 Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит,

Итак, для Иисуса настал час умереть, воскреснуть и уйти к Отцу. Отец ВСЁ отдал в руки Его…что бы Вы сделали на месте Иисуса?

Я бы, наверное, воскресил сразу 1000 человек из мёртвых, исцелил бы всех больных в Израиле, изгнал бы всех бесов. Или – нет. Я – не целитель, я – учитель и философ по профессии и призванию. На месте Иисуса Христа, я призвал бы к себе мудрейших философов со всего мира и продиктовал бы им своё философское завещание, заповедав, как Господь и Учитель, вписать их золотыми чернилами в новую книгу…Вот, что бы сделал я, если б я был Иисусом.

Но – Иисус сделал что-то в высшей степени странное и невероятное для Господа и Учителя.

4 встал с вечери, снял [с Себя верхнюю] одежду и, взяв полотенце, препоясался.
5 Потом влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан.
6 Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: Господи! Тебе ли умывать мои ноги?
7 Иисус сказал ему в ответ: что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после.
8 Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.

Чего-чего??? Мы не ослышались??? Господь, Бог, целитель, учитель и чудотворец опоясывает себя полотенцем, становится на колени перед учеником, умывает его ноги и отирает полотенцем. Более того, Он утверждает, что омытие ног – это часть Причастия: мистического события, когда мы становимся причастны божественной реальности, становимся частью Господа Иисуса.

Что происходит дальше? Непонимающий Пётр в эмоциональном шоке начинает требовать омыть его всего:

9 Симон Петр говорит Ему: Господи! не только ноги мои, но и руки и голову.
10 Иисус говорит ему: омытому нужно только ноги умыть, потому что чист весь; и вы чисты, но не все.

Ответ Иисуса становится основой для традиционного символического понимания омовения ног. Итак, какой смысл омывать ноги друг другу?

1) Омывающий ноги стоит на коленях перед омываемым: тем самым, показывая, что твой брат выше тебя; ты почитаешь другого высшим по отношению к себе.
2) В древности омывать ноги гостям было обязанностью домашнего раба; и этим актом Христос ставил себя в положение слуги для своих учеников, призывая и их служить друг другу.
3) Эта заповедь – для христиан. Подлинные христиане – ВНУТРЕННЕ ЧИСТЫ. То есть, «сердце», сердцевина жизни, дух человека наполнен Богом, пропитан Христом и Словом Божьим. Но к «поверхности жизни» христианина прилипает мирская грязь, суета житейская и прочие грехи. Подлинный христианин время от времени согрешает, но грех не составляет сути его личности.
4) При этом, христиане, соприкасаясь с грехами друг друга, с грязью мирской суеты, прилипающей к ногам других христиан, призваны не осуждать и не гнобить друг друга, а смиренно омывать эту грязь, почитая один другого выше себя. У каждого из нас есть грехи, но в каждом есть что-то божественное. Так давайте же обращать внимание на божественное, стирая из памяти грехи.

Однако дальше Иисус бросает еще один вызов ученикам:

12 Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?
13 Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то.
14 Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и ВЫ ДОЛЖНЫ УМЫВАТЬ НОГИ ДРУГ ДРУГУ.
15 Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам.
16 Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
17 Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете.

Итак, Христос говорит здесь чётко и ясно. Если Я – ваш Господь и Учитель, то – ДЕЛАЙТЕ! И будете блаженны, в высшей степени счастливы, если исполните…Легко «символически» мысленно и «в душе» омыть ноги брату. А не слабо будет сделать это в реале?

Ну, скажем так, пожать руку брату на Причастии и сказать ему «мир вам» – это мило и приятно. А вот помыть ноги этому же брату, возможно, совсем не приятно. Более того, в оправдание «символического» понимания омытия ног я слышал еще два богословско-исторических аргумента.

Во-первых, мол, в древности ходили в сандалиях на босу ногу или совсем уж босиком, а сейчас – в ботинках и в носках. Современные ноги стали чище! Зачем же их мыть?...Во-вторых, хотя это и заповедал Иисус, но упоминается эта заповедь только в одном Евангелии.

Общее впечатление – Церковь любых конфессий всячески старается откреститься от прямого понимания этих слов Христа. И Церковь можно понять. Есть догматика, а есть «икономия»: стремление удержать в Церкви больше прихожан. Если же омытие ног сделать правилом, то, боюсь, это может серьезно уменьшить и так невеликий процент воцерковленных прихожан. Лишь иногда, в некоторых церковных конгрегациях омытие ног практикуется: слышал, что так делают францисканские монахи или священники, собирающиеся на специальные конференции.

Читатель может спросить: всё же, сам автор статьи «за» или «против» омовения ног в церкви? К сожалению, и я сам не могу дать однозначный ответ.

У меня есть непростой личный опыт. Дело в том, что я стал сознательным христианином как раз в конфессии, которая практиковала такой обычай. Это была протестантская церковь из потомков немецких меннонитов и гернгутеров, которых Екатерина II когда-то поселила в Поволжье, а Сталин переселил на Урал.

Раз в месяц у нас было Причастие с омовением ног. Всё было очень серьезно, к этому событию задолго готовились, исповедовались и каялись… Я был только что пришедшим в Церковь «новоначальным» христианином: юношей довольно гордым и самоуверенным. И у меня были серьезные трения с пасторами моей первой церкви: частично из-за некоторых странных порядков той церкви, а частично и по моей личной гордости. Я продержался в моей первой церкви чуть более двух лет.

Как это связано с омовением ног? Я заметил вот что. Мне было не так сложно омыть грязные ноги немощному старцу-христианину, как сложно омыть ноги пастору, с которым я был внутренне не согласен…Удивительно то, что Иуда принял окончательное решение предать Христа именно после того, как Христос омывал ноги ученикам – в некотором роде и я был похож на Иуду по отношению к своим пасторам.

Омовение ног – это серьезный тест на РЕАЛЬНУЮ ЛЮБОВЬ. Если ты реально всем сердцем любишь того, кому омываешь ноги, то твоя любовь, в процессе омовения ног, только растет и усиливается. И наоборот, если ты НЕ любишь того, кому омываешь ноги, то усиливается не любовь, а ненависть и раздражение… И, не могу сказать, что я был один такой в моей первой церкви: там было немало склок, ссор, сплетен, осуждения.

Какой же можно сделать вывод? В финале 13 главы Евангелия от Иоанна Христос дает «новую заповедь»:

34 Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, [так] и вы да любите друг друга.
35 По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою.

В Ветхом Завете уже была заповедь «возлюби ближнего, как самого себя». Что же нового здесь добавляет Иисус? В ветхозаветной заповеди ЦЕНТР твоей любви – всё равно на «себе-любимом». И, уже по аналогии с собой, ты желаешь того же ближнему. В заповеди любви Христа ЦЕНТР – это ближний, в которого ты всем сердцем «влюблен» любовью агапэ.
И Христова заповедь омовения ног лишь показывает то, и насколько потрясающа для сердца может быть подобная любовь, которая полностью может перевернуть горизонт нашего сознания; но и насколько она трудна и противоестественна для нашей эгоистической природы, где в центре стоит
моё «Я».