Женщина и псевдосмирение
01.10.2019
8237 просмотров
Найдено в Интернетах

Автор: иеромонах Агапий (Голуб)

Источник

Вчера вечером вышел на очередную исповедь - и ушел беседовать с очередной женщиной, попросив других священников заменить меня на исповеди. Мы беседовали более часа, так что и служба успела закончиться. А началось с обычных на исповеди самообвинений и признаний, что она неспособна справляться с эмоциями по отношению к некоторым из домашних (не могу, понятно, пересказать подробности).

В чем проблема этой - как и других (уже, наверное, сотен за несколько лет) православной замужней христианки?

Такая женщина в детстве не получила достаточно любви, тепла и внимания к своему внутреннему миру. То есть она из категории взрослых детей дисфункциональных семей. Ее отличительные черты: убеждение, что любовь нужно заслужить, и склонность к обвинению себя ("если бы я была хорошей, папа бы не пил, мама с папой не ругались, и мы бы вместе дружили; а раз папа пьет, а мама ругается, и я им только мешаю - значит, я плохая"). Нужно быть хорошей и нужной для кого угодно, кроме себя. С такими (и подобными) установками она создает собственную семью, воспитывает детей. И воцерковляется. В итоге: "все лучшее - детям; жена во всем должна помогать (в ее интерпретации = угождать) мужу; за каждый грех буду наказана Богом; забота о себе - это эгоизм и, соответственно, грех; раз я в декрете - значит, бездельница, значит - должна максимально выкладываться дома и нельзя отдыхать" и т. д.

Итоги - хроническая усталость, подавляемая обида, что ее старания ради других не ценят и не дают ей уважения; злость, которая прорывается наружу, и за которую она себя же съедает. И умение найти таких же взрослых детей (в виде мужа, или коллеги на работе, или даже свекрови), и тогда они будут "зеркалить" друг другу то, что у них внутри, сами этого не понимая, и не понимая, почему так хочется это "зеркало" разбить ("я же христианка, и должна всех прощать, ни на кого не иметь обиды - почему же молитвы и причастие не помогают?"). К этому нужно добавить гипертрофированное восприятие текстов Писания о жертвенности и смирении. А чтение святых отцов, где много внимания уделяется "смирению" и важности считать себя "хуже других" - только усиливает ее внутренние проблемы (я обычно настоятельно рекомендую таковым на время отложить в сторону всю написанную монахами, пусть даже святыми, литературу).

Неудивительно, что на этом фоне возникают различные психосоматические заболевания, а в семье нет душевного мира и тепла, даже если нет скандалов и выраженных дисфункций (обычно - рано или поздно появляются).

Вот с таковыми мне и доводится делиться мыслями, которые могут помочь им поменять подобные жизненные установки. Выслушивая их семейные или другие проблемы (с сыном, мужем, свекровью), мне важно до них донести (раскрываю здесь вкратце) следующее:

1. Лучшее, что может дать мама детям (неважно, сколько им лет - 3 года или 30) - это разумная забота о себе во всех сферах: духовной, эмоциональной и физической. Если все время отдавать не "заряжаясь", "аккумуляторная батарея" рано или поздно садится и изнашивается. Не отсюда ли берутся на приходах 50-летние и старше "православные мегеры"? Это те женщины, которые хотят согреться светом, которого так много в православии, но их "панцири" ("нельзя быть счастливой; только страдать") не дают этому свету проникнуть в глубину их душ. Потому они и остаются "не согретыми".

2. Гармоничная семья - та, где есть баланс между заботой о других, заботой о себе и принятием заботы от других о себе.

3. Спрашиваю: пожалуйста, скажите кто вы?
Обычно говорят: я - мама, я - жена, я - бухгалтер.
Говорю: вообще-то, это социальные роли. Разве вас не было бы, если бы не были мамой/женой/бухгалтером?

И когда они в недоумении, что я хочу от них (пристал, понимаете ли), я напоминаю:

- Вы - женщина. А кто такая женщина? Это - горный хрусталь, который требует аккуратности, бережности и ухода, тогда он будет сиять всеми гранями, создавая уют и тепло в этой атмосфере. Нельзя ронять хрусталь в свинарник. А когда женщина позволяет себя превращать или сама себя превращает в СлужанкуДомохозяйкуКоврикШвабруТелоДляСекса (вот так, слитно, все вместе) - это и есть кидание хрусталя в свинарник. Но ему там не место. Нужно его оттуда достать, отмыть и поставить на заслуженное место. И если это не может сделать находящийся с вами мужчина (ну не его вина, что ему не привили вкус к эстетике, и он не может отличить горный хрусталь от стекла лампочки - обычно при этом показываю на лампочку над головой в кабинете), значит, вы можете это сделать для себя сами. И тогда будут живая мимика, лучистые глаза, теплая улыбка (обычно при этих словах у них уже начинают оживать глаза и мимика, у кого-то улыбка, у кого-то выступают слезы, а у кого-то веселая оторопь ("брат Агапий, мне такого еще никто не говорил!").

4. Для выполнения этой задачи предлагаю на 40 дней установку: что я сегодня сделаю для себя любимой? Можете написать помадой на зеркале, чтобы не забыть. Это может быть какая-нибудь мелочь. Например, позволить себе не протереть от пыли подоконник. Выпить, сделав перерыв в домашней работе, чашечку кофе, сидя в кресле на балконе или на террасе. Позволить себе пройти одну остановку, а не проехать на городском автобусе. А там, глядишь - можно дорасти и до маникюра и смены прически. А вместо платка, купить себе стильную вязаную шапочку или соломенную шляпу - чтобы нравилось самой (и не важно, как на нее в храме отреагирует Марья Ивановна). При этом вечером записывать в дневник, что сделано и что при этом чувствовали. Практика показала, что некоторые чувствуют внутреннее сопротивление и дискомфорт (еще бы - впервые за многие года они осмелились что-то для себя сделать, да еще назвав себя любимыми - это же так противоречит всем вышеописанным "христианским" установкам!). Потом, понемногу, привыкают. Через две недели понемногу начинает нравиться. К концу "сорокоуста" подруги спрашивают, в какой фитнес-клуб она ходит.

5. Если ситуация с нелюбовью к себе запущена, однозначно рекомендую помощь психолога и рассказываю про группы “Взрослые дети алкоголиков и из других дисфункциональных семей”. Даю свой эл.адрес. Чтобы выслать полезные материал и ссылки. И чтобы могли при необходимости ко мне обращаться и далее.

6. Когда пытаются в конце встречи помыть посуду после чая - мягко останавливаю их (поверьте, я получу удовольствие, помыв эти чашки после вас, в качестве проживания "послевкусия" от встречи).