Бог в горе и в радости
28.09.2017
4067 просмотров
Дарья Косинцева

Четвертая статья из цикла «Христианство ― религия страдания?»

Библейский Иов ― праведник, которому жилось уютно и комфортно и у которого в один момент отнято всё, ― начинает роптать на Бога: мол, за что, да как, да чем я провинился?! А ему благочестивые друзья: ну, мол, надо так, провинился, значит, боженька наказал, чтобы грехи искупились, и т.д. Однако Бог логику благочестивых не поддерживает (гнев Мой на вас, говорит). И не осуждает Иова за его претензии. Бог не запрещает нормальные человеческие эмоции, в том числе и возмущение болью и потерями. Но и «логичного ответа» Бог Иову тоже не дает: вместо объяснений мы читаем четыре главы того, что я бы назвала «чудесами и тайнами в природе». Однако Иов этим «ответом» удовлетворен (я бы даже сказала, утешен) и говорит: «Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя». То есть его страдания кажутся ему ничем по сравнению с тем, что он прикоснулся к Богу.

Я много раз пыталась понять эту историю, читала какие-то толкования, но так и не смогла найти чего-то внятного. А сейчас для меня эта история открылась как история о том, что Бог есть и в комфорте, и в страдании. Но только видим мы его в этих состояниях очень по-разному. Бог радуется нам ― счастливым, довольным и спокойным в своем комфорте. Но когда человек страдает, Бог напрямую обращается к нему, утешает его тем, что дает «его глазам видеть Себя». Бог любуется на устроенного в жизни и праведного Иова. В финале Бог дает ему больше благ, чем у него было вначале. Но к страдающему Иову Он ближе, чем когда-либо. А на праведных и благополучных друзей, произносящих нравоучительные речи, гневается. Люди благополучные слишком рады назначить несчастных и страдающих грешниками, быдлом, отбросами, «самивиноватыми». Вера ― это не про то, что надо страдать, а про то, что страдающие часто ни в чем не виноваты и не нам их судить. Более того: этот страдающий и возмущающийся ― скорее всего к Богу гораздо ближе, чем все благочестивые и благополучные, которые считают, что «он сам заслужил и пусть молчит в тряпочку, не гневит Бога!».

Часто говорят: люди приходят к Богу после трагедии, ищут убежище, поэтому вера ― это так, психологическая защита. Но на самом деле просто человек, когда у него всё нормально, считает: да зачем мне этот Бог, мне и так нормально, и всё у меня нормально, и человек я нормальный. И Бог говорит такой: ну ладно, чего Я ему навязываться буду. Но когда у человека случается трагедия, когда всё становится «ненормально», Бог приходит к нему, чтобы утешить, ― и человек наконец может разглядеть то, что было от него так далеко в состоянии душевного спокойствия. Бог посылает горе, чтобы привести к Себе? Нет. Бог посылает Себя, чтобы утешить в горе.

Я думаю, именно в моменты страдания человеку приоткрываются настоящие мировые тайны: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его». Эти тайны люди наивно пытаются разгадать с помощью книжек про масонские заговоры и инопланетную ДНК. Я не хотела бы знать эти тайны, потому что уверена, что они даются только ценой страдания, которого я очень боюсь с моей любовью к комфорту.

Святые отцы вообще не одобряют специальные поиски страданий на свою голову, говоря, что в острой жажде непосильного креста кроется гордыня. И приблизиться к Богу можно, лишь принимая внезапное, не зависящее от твоей воли несчастье ― такое, как у Иова, который был вполне себе довольным обывателем.

Что там Иов ― Сам Христос молит Бога, чтобы «минула Его чаша сия», то есть чаша страданий. И на кресте Он «возопил громким голосом»: «Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил!»

Я не знаю, как там это звучит в оригинале, но ведь здесь в русском тексте снова ― не «почему» («потому что боженька за грехи наказ… ой, Он же безгрешен...»), а «для чего»... Христос умирает незаслуженно, не по закону, не «почему-то», а для того, чтобы изменить что-то в этом мире, чтобы показать людям другой путь. И вот для этого крестный путь неизбежен, потому что мир вокруг нас живет по законам зла, смерти и несправедливости.

Продолжение следует.

Первая статья здесь
Вторая статья здесь
Третья статья здесь
Четвертая статья здесь
Пятая статья здесь
Шестая статья здесь
Седьмая статья здесь
Восьмая статья здесь

___________________
Если вы хотите купить бумажную книгу "Меньше ада" – запишитесь в этой форме
Когда будет готов следующий тираж, мы вам обязательно напишем.
О книге можно прочитать здесь 
___________________
Работа редактора и корректора "Меньше ада" пока оплачивается из зарплаты Даши. Если вы хотите помочь, то можете сделать это здесь:
Карта Сбербанка: 4276 3801 8028 4635 
Яндекс.Кошелек: 41001895984685 
Для Qiwi и Webmoney