Когда печаль лучше радости
25.01.2019
657 просмотров
Юрий Беспечанский

…Однажды я зашёл в давно знакомую протестантскую церковь. Пастор проповедовал на стих «Всегда радуйтесь» (1 Фесс. 5:16). Его проповедь называлась «Смех без причины – признак сошествия Духа Святого». Логика была проста: Библия призывает нас всегда радоваться; но невозможно радоваться только внутри, в душе; значит, радость обязательно должна выражаться снаружи, эмоционально; как? конечно, в смехе. После чего следовало около 1,5 часа безудержного смеха всего зала…С тех пор я больше не захожу в ту церковь.

Есть в Библии и противоположный стих: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению» (2 Кор. 7:10). И, как тот пастор постоянно веселится, другие христиане, иных конфессий и деноминаций, постоянно ходят с угрюмыми и суровыми лицами, якобы постоянно печалятся якобы ради Бога.

Как возникают ереси? Когда, из великого многообразия христианской и человеческой жизни, берутся 1-2 цитаты, пусть даже и из Библии, и на их основании строится «доктрина».

А как люди сходят с ума? Психологи говорят, что источником является некое травмирующее событие. Но не оно сводит с ума, а тот неправильный вывод, который делает человек, и который закрепляется в сознании и подсознании как стереотип поведения.

Однако, давайте возьмём библейский пример. Пример предательства Иуды и Петра. Оба предали. Оба отреклись от Учителя. Почему же первый повесился, а второй покаялся?

Моя нынешняя версия: дистанция между ними не так уж и велика. Оба предали, и обоим было весьма печально. Иуда предал и осознал, что он – Предатель. Пётр тоже предал, но его спасло и исцелило то, что он любил Христа. Не зря Спаситель трижды спросил его «любишь ли ты Меня?».

То есть, Иуда предал и справедливо осознал себя как предателя. Пётр предал, но отказался осознавать себя как предателя. Он осознал себя как того, кто любит Господа: и потому предательство осталось лишь эпизодом его духовной и жизненной биографии.

Можно ли было спасти Иуду Искариота от смерти? Думаю, да. Просто рядом с ним не оказалось хорошего современного психолога. Саддукеи в храме презрительно отвернулись от него, оставив его одного в беде.

Современный психолог бы ему сказал так. Дорогой Иуда! То, что ты совершил, уже не вернёшь. Надо жить дальше, ибо продолжать жить – это, несомненно лучше, чем твои суицидальные устремления. Чтобы нормально жить дальше, нужно принять и полюбить себя таким, как ты есть. Нужно избавиться от чувства вины, ибо оно непродуктивно, и приведёт тебя в петлю.

Да, ты – предатель, в этом твоя сущность. Но, во-первых, ты – не один такой. Почти все люди периодически предают друг друга. Дети предают родителей, друзья предают друзей. И то, что ты предал Самого Господа, вовсе не делает твоего предательства каким-то особенным. Ты просто проявил обычную человеческую слабость и расчётливость, обычные человеческие качества.

Не осуждай себя, а лучше найди плюсы в твоей ситуации. В конце концов, твоё предательство не прошло зря: пророки Ветхого Завета предвещали смерть и воскресение Спасителя, и кто-то должен был это сделать. Ты помог Христу войти в Божественный Замысел!

Ты любишь деньги? Я научу тебя, как их теперь заработать с избытком. Напиши книгу. Назови ее «Как я предал Иисуса Христа». Напечатай её многомиллионными тиражами и начинай путешествовать по миру с лекциями. Ты будешь собирать большие залы. Церковники будут кидать в тебя камнями, чем еще больше возбудят интерес к твоей личности.

Если Ник Вуйчич стал так знаменит, как мотивационный спикер, то не тем ли паче ты – сам Иуда Искариот! Если лекции Ника вдохновляют людей преодолевать трудности, верить в Бога, то твои будут вдохновлять прощать и принимать себя такими, как есть…

Говоря «научным» языком, проблема Иуды была в том, что он отождествил себя со своей проблемой, и это привело его к гибели. Проблема воображаемого «современного психолога» из нашей притчи в том, что он реальную проблему предлагает назвать не-проблемой: соответственно, и решать ее никак не надо и можно остаться самим собой, не меняясь, остаться таким, как ты есть.

Выход, которым спасся Пётр, в том, что он признал свою проблему, назвав её проблемой, но отказался отождествить себя с ней. Нашел в себе нечто другое, превышающее эту проблему.

Разберём подробнее библейский стих:

«Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть» (2 Кор. 7:10)

Отчего возникает эта печаль? Оттого, что я – не такой, каков я должен быть, живу «не своей» жизнью, живу не такой жизнью, которой должен. Причём, это «должен» не навязано мне средой, родителями, церковью, коллегами, а принято мной изнутри, как бы от Господа, и удостоверено Библией…Здесь не совсем точен предлог «ради», как будто я печалюсь для Бога, чтобы Бог заметил мой печальный вид. Точное значение предлога «ката» = движение по направлению к кому-то. Я приношу свою печаль Богу, даже если внешне я могу казаться вполне радостным. И суть этой печали в том, что я – не такой, каким я подлинно задуман Им и не такой, как хочет мой внутренний человек. Это – не то, чтобы у меня есть тысяча долларов, а я хочу миллион. Совсем другое.

Соответственно, если я внутренне раздроблен, нецелостен, разрываем на части, то я не могу сам себя собрать. Меня может собрать, соединить, склеить, спасти лишь Тот, кто знает замысел обо мне, ибо является его автором. «Неизменное покаяние», которое производит эта печаль – это не есть неизменно замученный или зачумленный вид. А, наоборот, это – неизменная перемена мышления, неизменное преображение жизни, которое всегда начинается с преображения мышления. И такое преображение даёт жизнь, движение, радость в конце концов в финале нашей печали.

«И не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Римл. 12:2)