На лицо прекрасные, мертвые внутри
17.10.2017
8959 просмотров
Дарья Косинцева

Восьмая статья из цикла «Христианство ― религия страдания?»

Многие, с подачи Ницше, уверены, что христианство вообще отвергает всё земное, природное и телесное, всё здоровое и красивое. Поэтому Ницше и назначил христианство этакой религией поклонения смерти, религией упадка и разложения (нужное подчеркнуть).

И это при том, что Христос прямо говорит: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых».

Это связано с тем, что в христианстве есть очень интересная диалектика живого и мёртвого. Вот цитата из Апокалипсиса: «…ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв». Или ещё откровеннее: «Лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей».

Живой с виду не всегда живой внутри: спросите у любого человека с затянувшейся депрессией. После самоубийства солиста Linkin Park его вдова запустила флешмоб «Лица депрессии», #facesofdepression, выложив видео, где Честер радостно в семейном кругу ел невкусные печеньки и смеялся. Одним словом, «носил лицо, будто жив». А где-то внутри был уже мёртв.

В современной культуре эта тема сейчас отражается в тысячах сюжетов о зомби, роботах или людях, заражённых какой-то неведомой инопланетной дрянью.

Христианство видит очень интересную проблему: для человека ни цветущая телесность, ни внешнее благополучие не равны настоящему здоровью, не равны жизни. У человека может болеть эфемерная душа. Он может быть глубоко духовно болен и даже практически мёртв ― при том, что внешне у него вроде бы всё окей.

Литература декаданса вообще богата на примеры для этого противоречия. Настоящее лицо цветущего Дориана Грея скрыто где-то под замком на чердаке. У Гюисманса в романе «Наоборот» герой золотит панцирь черепахи и инкрустирует его бриллиантами (естественная телесность черепахи кажется ему слишком серенькой), после чего черепаха закономерно дохнет под тяжестью собственной красоты.

И вот это, мне кажется, хорошая иллюстрация антихристианского отношения к материальному вообще и к телу в частности: христианство ― оно не про то, что надо содрать с себя панцирь, оно про то, что надо смириться с собственной телесной серостью. Наше тело ― обычное, слабое, больное, неидеальное. Но не оно ― критерий нашей красоты, нашей живости, здоровья и «человечности»! «Кубики» на прессе ― не критерий «живости». Аполлон ― не бог: то есть не тот принцип, которому мы должны служить. Если мы начинаем уделять тельцу слишком много внимания, золотить свой панцирь и инкрустировать себя бриллиантами, то он начнёт придавливать нас к земле и высасывать из нас жизнь.

Залайканные фотки в инстаграме не подарят нам полноту жизни. На эту тему тоже уже появилась масса роликов и статей о разнице между жизнью и соцсетями. И это тоже хорошая иллюстрация тезиса «внутреннее против внешнего». В случае соцсетей эта проблематика максимально обнажена, но она ведь касается не только соцсетей. А в первую очередь того, как сильно могут различаться наш образ, наш успешный фасад, который мы демонстрируем другим, ― и наше собственное ощущение опустошённости.

К слову, об Аполлоне: он же до кучи и бог наук и искусств. И то, что он ― не истинный бог, то, что христианство его отвергает как идола в числе прочих идолов, означает, что ни «интеллектуальное развитие», ни «творческая самореализация» сами по себе ― тоже не цель человеческой жизни. Вы можете быть великим поэтом, великим учёным, великим музыкантом, художником или писателем ― и быть мёртвым и закономерно сеять вокруг только разложение и смерть (при этом имея в виду где-то там, впереди, светлое завтра, в котором только здоровье, красота и поголовно зашкаливающий IQ). Привет Ницше и арийскому идеалу подкачанного сверхчеловека с томиком классики в руках.

Христианство не отвергает ни красоту, ни ум, ни богатство, ни здоровье сами по себе ― но только говорит: не делайте из всего этого идола. А не то «смертию умрёте» (и, возможно, других уморите). И не исключено, что ещё при жизни умрёте.

Служите идолу силы? Ведёте великие войны и великие стройки, гноите людей в лагерях и травите газом. А сами сидите в своём ампирном креслице и запиваете свою депрессию дорогим коньяком. И арийские блондиночки уже не радуют.

Служите идолу богатства? Зарабатываете миллиарды, отравляете реки, доводите людей до самоубийства, гноите их на фабриках по два человека на квадратный метр. А сами сидите на 50-м этаже, смотрите в панорамное окно и запиваете депрессию дорогим коньяком, и блондинки ― топ-модели уже не радуют (сколько фильмов уже снято о волках с Уолл-стрит? ― и это не конец ещё).

Обе эти темы отлично соединены в фильме «Список Шиндлера». Тема поклонения деньгам там завершается покаянием: в драматической сцене в финале герой, который вначале вполне себе стремился к успеху, но в итоге спас сотни людей, плачет над своими часами и дорогой машиной, подсчитывая, сколько жизней на них можно было спасти.

Ключевые слова христианства ― это слова о «жизни» и «спасении», многократно повторённые в Евангелиях.

Многие считают: вот, христианство говорит про жизнь после смерти, а на земную жизнь смотрит презрительно. Но для меня важно, что христианство прежде всего учит человека жить при жизни.

Жить как человек, конечно. И вопрос тут упирается в то, а что такое человек. Можно, конечно, сделать вид, что «человек ― это животное», и попробовать жить как животное ― но это не работает. Есть какая-то дурацкая пружина, которая не даёт человеку спокойно жить как животное. Евангельский ответ ― это указание на Христа: «Се, Человек». То есть вот он ― Человек с большой буквы. Вот критерий жизни, живости, полноты, истины ― Человеческой истины, которая оказывается связана с Божественной истиной любви, а не истиной нашего происхождения от обезьяны. Я ничего не имею против обезьян, но приходится признать, что мы ― не они, и не получится просто брать с них пример. То, насколько живым чувствует себя человек, напрямую определяется тем, насколько он приблизился к этой истине любви, а не тем, какое место он занимает в иерархии стаи приматов, которой отчасти и остаётся человеческое общество.

В общем, жить ― это не так-то легко, оказывается. Жить по-человечески. «Тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их».

Продолжение следует

Предыдущие статьи:

1. «Комфортное умирание» 
2. «Шопинг и пустота» 
3. «Люди с неограниченными возможностями» 
4. «Бог в горе и в радости» 
5. «Места силы vs. места слабости» 
6. «Про деньги и жадность»
7. «Неуютное счастье»