Патриотизм без креста
21.07.2017
1868 просмотров
Найдено в Интернетах

Автор: Михаил Чернявский
Источник: gazeta.mirt.ru

«Без терний нет лавров; без стона нет престола; без мытарства нет Царства; без креста нет венца. <…> Людьми должен править Бог – или ими будут править тираны»
Уильям Пенн (1644—1718).


Крест Царя

Патриотизм – это любовь и преданность отечеству, стремление служить его интересам. Согласно Священному Писанию, для христианина любая преданность подчинена верности Богу. Еще отец всех верующих Авраам по призыву Всевышнего покинул свою родину и отправился на поиски города, «которого художник и строитель Бог» (Евр. 11:10). Для того чтобы стать нацией, потомкам Авраама было необходимо подчиниться Божьему призыву, а значит ослушаться фараона и оставить Египет. Затем многочисленные пророки обличали безбожных царей, за что нередко платили собственной жизнью.

Богочеловек и Мессия Израиля обеспокоил земных властителей сразу после рождения. Параноидальная попытка Ирода уничтожить родившегося Царя Иудейского утопила Вифлеем в младенческой крови, но не увенчалась успехом. И действительно, возмужав, Иисус подхватил эстафету Иоанна Крестителя в проповеди нового Царства, Царства Небесного. Его вполне можно назвать бунтарем, но лишь в определенном смысле.

Он не был раввином-хиппи, каким Его изображают такие современные авторы как Дональд Миллер с его «Христианским джазом». Иисуса не причислишь и к иудейским религиозно-политическим радикалам I века, хотя среди Его ближайших учеников были зелоты. Он не пытался учинить государственного переворота или освободительной войны против римлян. Все было гораздо хуже – Он претендовал на всевластие. А Его стиль преподавания позволил Джону Стотту назвать Христа «великим спорщиком».

В результате религиозные и политические лидеры того времени приговорили Царя царей к позорной смерти – распятию на кресте. Учение Иисуса не содержит насилия, но включает в себя вполне однозначные предупреждения и гарантии преследований для своих приверженцев. С тех пор и повелось так, что христиане вызывают аналогичную ненависть со стороны земных мироправителей, поскольку Учитель не оставил им права служить двум господам, «и враги человеку – домашние его» (Мф. 10:36).

Великолепное описание раннехристианского представления о патриотизме сохранилось на страницах короткого апологетического трактата II века, известного под названием «Послание к Диогнету». В пятой главе этой книги читаем:

«Христиане не отличаются от других людей страной проживания, языком или принадлежностью к неким общественным учреждениям. <...> Они следуют обычаям страны в том, что касается одежды, пищи и других житейских вопросов. Однако поведение их кое в чем чудесно и необычно. Они живут в своих собственных землях, но как чужестранцы. Они принимают участие во всем как граждане, но относятся ко всему как иноземцы. Любая чужая страна для них — родина, и любая родная земля — чужбина. <...> Они во плоти, но не живут по плоти. Они живут на земле, но являются гражданами небес. Они повинуются существующим законам, но для себя устанавливают более высокие нормы жизни. <...> Их проклинают, а они благословляют. Над ними насмехаются, а они уважают. Они делают добро, а их наказывают как злодеев. Когда их наказывают, они радуются, словно при этом обретают жизнь».


Бросившие крест

Увы, идея сораспятия Христу оставалась за скобками жизни и проповеди твердящих Ему – Господи, Господи! – слишком часто. Власть предержащие превратили крест в надгробие и украшение. Для «Левиафана» нет ничего святого. Мы знаем, как часто земные правители с помощью марионеточной церкви кощунственно обращали даже идею креста в способ добиться безропотного угнетения беззащитных. Патриотизм, оставшийся без евангельского образа креста, становится идеологией и пропагандой, внося в церковь чуждый огонь. Патриотизм без креста пытается переливать новое вино в старые бурдюки, разливает его и несет неутолимую жажду.

Патриоты без креста лгут о Царстве Небесном и земном, выдавая последнее за первое. Отказавшись от духовной свободы, они становятся рабами людей, отдают кесарю и кесарево, и Божье, приворовывая у ближнего. Ориентируют свои ценности на вероломное право и постановления продажных судей. Славят нацию и земные границы, а не Творца; своих деспотов, а не Искупителя.

Одни увлекаются революционными идеями, другие – верноподданническими. Воздвигают упраздненные социальные барьеры, забывая, что в истинном богопознании «уже нет ни грека, ни еврея, ни обрезанного, ни необрезанного, ни варвара, ни скифа, ни раба, ни свободного. Есть только Христос, Он – все и Он – во всем!» (Кол. 3:11, РБО).

Сегодня иные из ярых патриотов называют себя православными активистами. Они с кулаками и пеной у рта защищают свои постоянно уязвляемые религиозные чувства. Иные подменили крест Христов гуманизмом и толерантностью ко греху, став поборниками и проводниками всякой мерзости, гонителями правды. Патриоты без креста сотворили себе кумиров, оправдывая и восхваляя их беззакония, променяв пророческий пыл на теплые места и красные удостоверения, вечность – на призрачные богатства тленного мира.

В русской поэзии об особенностях служения своему отечеству великолепно написал Семен Яковлевич Надсон (1862—1887):

Сколько лживых фраз, надуто-либеральных,
Сколько пестрых партий, мелких вожаков,
Личных обличений, колкостей журнальных,
Маленьких торжеств и маленьких божков!..

Сколько самолюбий глубоко задето,
Сколько уст клевещет, жалит и шипит, –
И вокруг, как прежде, сумрак без просвета,
И, как прежде, жизнь и душит и томит!..

А вопрос так прост: отдайся всей душою
На служенье братьям, позабудь себя
И иди вперед, светя перед толпою,
Поднимая павших, веря и любя!..

Не гонись за шумом быстрого успеха,
Не меняй на лавр сурового креста,
И пускай тебя язвят отравой смеха
И клеймят враждой нечистые уста!..

Видно, не настала, сторона родная,
Для тебя пора, когда бойцы твои,
Мелким, личным распрям сил не отдавая,
Встанут все во имя правды и любви!

Видно, спят сердца в них, если, вместо боя
С горем и врагами родины больной,
Подняли они, враждуя меж собою,
Этот бесконечный, этот жалкий бой!..


Фанаты на маршрутках

Патриоты без креста сродни фанатам разных футбольных клубов: их личное эмоциональное счастье находится в полной зависимости от чужого успеха или поражения. На этом чемпионате жизни даже главные игроки гоняются за смертью, а фанаты – лишь средство наживы, разменная монета. При этом преданность своей команде прямо пропорциональна ненависти к соперникам и их фанатам.

Или представьте себе пассажиров двух маршруток, управляемых лихачами, которые соревнуются друг с другом, нарушая все мыслимые правила. И вместо того, чтобы попытаться образумить преступно беспечных водил и предостеречь остальных попутчиков от непоправимой трагедии, вся маршрутка азартно болеет за «своего» и дружно глумится над пассажирами враждебного микроавтобуса. Мчатся некомфортно, но чрезвычайно увлекательно. Властвует адреналин и массовый психоз. И нет бы покинуть безумцев при ближайшей возможности, но нерешительный и сомневающийся пассажир мчится со всеми до «конечной», летит в тартарары.

Философ русского зарубежья С.А. Левицкий (1908—1983) писал:
«Массовые психозы – величайший враг свободы. И потому “заявление своеволия” со стороны масс подготовляет почву для последующей тирании “вождей” над размагниченными “массами“. <…>

Можно и должно говорить о “духовном рабстве“ перед человеческими авторитетами в тех случаях, когда авторитет отца, матери, закона, обычая, вождей, ложного учения противоречит голосу истины. Корень духовного рабства – в идолопоклонстве авторитетам, в наше время надевших на себя маску “бесчеловечных идеологий“. Тогда авторитеты из ценных посредников мира ценностей превращаются в узурпаторов совести.

Истина не порабощает, она свидетельствует сама о себе. “Познайте истину, и она сделает вас свободными“. Но авторитет, отклонившийся от истины, порабощает. И если мы, стремясь сбросить с себя бремя ответственности, слепо следуем авторитетам, то мы жертвуем своей свободой ради мнимой уверенности в непогрешимости авторитетов» (Трагедия свободы. Мн., 2011. С. 417, 409-410).


Путь сораспятия

В 2003 году войска США и их союзников в нарушение устава ООН вторглись в Ирак с целью свержения режима Саддама Хусейна. Пастор церкви «Простой Путь» из Филадельфии Шейн Клэйборн (род. 1975) именно в это время принял решение ехать в Багдад, где он оказался очевидцем бомбежек, посещал семьи и госпитали и ходил на богослужения иракских христиан.

Вот как он объяснил свое решение: «Я принес присягу на верность Царю, который так сильно любил грешников, что умер за них, и научил нас тому, что есть такие вещи, за которые стоит умереть, но нет таких вещей, за которые следует убивать. Я поехал в Ирак, желая следовать за казненным и воскресшим Богом. Иисус, обитавший на задворках, был казнен руками жестокого имперского режима, руками богатых и благочестивых элит. И теперь Он призывает и умоляет меня прийти и последовать за Ним, взяв свой крест, и отдать свою жизнь, чтобы ее обрести, уверяя меня, что жизнь сильнее смерти и что любовь к врагам требует больше смелости, чем война с врагами» (Путь. М., 2010. С. 189-190).

Иисус Христос отнимает у государства и его правителей право определять смысл человеческой жизни. Страх Божий избавляет от страха перед земными правителями, которые могут отнять жизнь и только ее (Мф. 10:17-28). Государство призвано вершить правосудие согласно Божьей воле, а не контролировать граждан. Ни один государственно-политический строй не способен объяснить подлинный смысл церкви, семьи, общества, экономики и власти. Верховная власть принадлежит Богу, а не государству.

Христианский долг подчинения начальству обусловлен приоритетностью воли Бога. Молиться за руководство своей страны и трудиться для ее процветания – это священническое почетное право Божьих детей. И только верное и мужественное несение креста в нужный момент способно сделать священника пророком, а не подельником.

Христианское смирение противоречит несправедливости и самовосхвалению земных правителей. Недопустимо одобрять и оправдывать вероломство и беззакония своего «Ирода» только за то, что он «свой». Христианин вызывает ненависть к себе потому, что его благочестивый образ жизни является укором нечестивцам; а властям он готов подчиняться только до тех пор, пока их распоряжения не вступают в конфликт с Господними заповедями (Деян. 4:19; 5:29). Невидимое гражданство небес оказывается важнее записи в паспорте.

Как учил Тихон Задонский (1724—1783): «С Богом быть на всяком месте дом и отечество есть; без Бога же и дом и отечество есть ссылка и плен».

Даже в тоталитарном режиме человек, принимающий господство Христа и конституцию Царства Небесного, наделяется свободой не только от греха и смерти, но также от идеологических штампов и изощренной сатанинской лжи. Никогда не стоит забывать, что быть христианином – это честь и участь одновременно.