Ей, Господи?
16.08.2017
3121 просмотр
Найдено в Интернетах

Автор: протоиерей Сергей Лепин

Вот странно: одних Господь исцеляет дистанционно (одним словом по одной просьбе), других ― словно пробиваясь к ним через злобу и неверие, как бы навязывая Себя через силу. А тут два несчастных слепых сами идут за Христом, спотыкаясь и наталкиваясь на препятствия, взывают о помощи, а Тот не спешит остановиться и продолжает Свой путь, не обращая внимания на них, пока они сами не настигли Его. Если представить ― аж мурашки по коже. Нет, конечно, Он ― Господь, Он может и безногих заставить прыгать, если посчитает нужным, но вот как-то тут всё равно... «что-то не то».

Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их, и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал… (Мф. 9:27–30)

«Почему так?» ― можем спросить мы об этом евангельском случае. И «почему так?» можем спросить мы о многих других случаях, и уже далеко не евангельских.

Первый ответ на все вопросы, касающиеся чьего-то страдания, его причин и целей в глобальном смысле, должен быть один: «Я не знаю!» А вот со вторым ответом могут быть варианты...

Златоуст полагает, что в данном случае Христос считает полезным исцелить их наедине ― чтобы никто не видел. И в самом деле: Господь есть истинный врач, и Ему виднее, где для достижения цели спасения человека нужна базарная площадь, а где ― место уединения, не так ли?

Блаженный Иероним делает интересное замечание: слепым не получается получить исцеление «мимоходом» ― как бы между прочим, в суете и повседневности. Они, слепые, сами пришед в дом Иисуса, должны были стать гостями Господа, из чего следует, вроде бы как, что речь идет не о каком-то поражении слепых в «правах на более легкое чудо» (по сравнению со слугой сотника или дочерью Иаира) и не о лишении их льгот для инвалидов, а напротив ― об их некоторой привилегии.

Иероним также говорит, что «сначала испытывается их вера, чтобы таким образом они получили свет истинной веры», из чего опять же следует, что, вопреки тому, что может показаться на первый взгляд, изначально истинного света в их вере не было. Как так? А вот так! Ведь и на наших богослужениях люди стоят часами и вторят «Господи помилуй!», а не верят в возможность личного спасения для себя, ходят десятками километров крестными ходами, а не верят в вечную жизнь, ездят в дальние паломничества на последние деньги и не верят в Божество Спасителя, морят себя постами, а до Евхаристии не доходят, но ездят по колдунам. И неверие способно на удивительные подвиги, а вера, даже истинная, ― на малодушие.

Святитель Хроматий Аквилейский, аллегорически переходя от двух слепых к неверующим народам, утверждает: «Оба они были слепы из-за неверия своего ума, потому что еще не могли видеть истинного света ― предсказанного в законе и у пророков Единородного Сына Божия. Оставив свет веры и опустив покрывало закона, они удерживаются, как в некоей тьме слепоты, как говорит блаженный апостол: Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается (2 Кор. 3:15–16). И еще: то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом (2 Кор. 3:14)». Т.е. их вера становится адекватной просимому не сразу, а в процессе тяжкого следования за Господом и при непосредственном обращении Господа к ним по результатам этого следования ― когда они оказались в доме Господа. Христос прибавил недостающее их вере, по неложному Своему обетованию: «Кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мф. 13:12).

«Неправильность» веры слепых, возможно, и была причиной того, что Христос их просто и банально не (у)слышал. Синяки, набитые ими в пути, ― последствия их слепоты заблуждений, а не «молчания Бога». «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!..”» ― разве не так?

В завершение сегодняшнего выступления хочу привести еще фрагмент размышления Златоуста над этим евангельским зачалом (я его припас напоследок): Божественное «человеколюбие соразмеряется несколько с верой исцеляемых», ― сказал святитель, как отрезал. Так становится яснее, почему иногда нам может показаться, что Бог нас «несколько ненавидит». Показаться! На самом деле Господь поступает с нами, скорее, как с исцеленным слугой: позволяя в роли сотника выступить молящейся за нас, отдаленных, Церкви. Или как с дочерью начальника синагоги: вопреки нашему неверию.


Источник.