Маркетинг христианства
20.02.2014
3959 просмотров
Дарья Косинцева

По православному каналу симпатичный мальчик ведет викторину по житиям святых. Я в печали. Для меня это очередное доказательство того, что христианские СМИ – не миссионерские. Почти все они исключительно для внутреннего пользования. Это корпоративные издания, предназначенные для своих, уже воцерковленных. Мне трудно представить, кто является целевой аудиторией православной викторины про жития святых, но это точно не я и ни один из моих знакомых.

Если Церковь действительно хочет кого-то спасти, то нужно не углубляться в богословские подробности и жития святых, а стоять на грани, идти постоянно к современному человеку, к внешнему человеку, который еще находится вне церкви. Может быть, даже не только в духовном смысле, но и вполне физически – идти на улицу к прохожим. Стать менеджерами по продажам христианства, сетевыми маркетологами Христа – только не закрываться от внешнего мира, вырабатывая для себя «цеховую веру».

Обсуждать богословские подробности на ТВ – это все равно что рисовать на коробке с соком вместо апельсина и счастливый семьи состав крупными буквами. Или на коробке с феном вместо красивых волос – инструкцию по применению. Эта инструкция должна даваться внутри коробки, как инструкция по борьбе с грехом должна быть внутри церковной общины.

Но перед этим эту коробку еще надо продать! Надо обратить внимание уставшего, пресыщенного, циничного интеллектуала на смешную горстку умственно отсталых, которые называют себя верующими. Для этого надо понять его проблемы и предложить решение. И убедительное. Говорить на его языке, запомниться, не бояться острых вопросов, готовить убедительные аргументы, а главное – примеры из жизни уже осчастливленных «клиентов». Но ни диалогов с атеистами, ни оригинальных акций, ни ярких историй из жизни верующих что-то не видно. А зря.

Вера сейчас похожа на постсоветскую продукцию, которая, имея хороший состав, проигрывала импорту упаковкой и рекламой. Единственный аргумент для ее покупки – «поддержи российского производителя» в варианте «православие – это наша исконная вера». Этот единственный аргумент, кстати, слабоват – исконность частенько оспаривается язычеством.

Почему ищущий человек должен, как я, сначала экспериментальным путем перепробовать весь широко рекламируемый ширпотреб из области духовности и потом уже в отчаянии выкопать на дальней полке тюбик со скучным дизайном и наконец обрести «шелковистые блестящие волосы»?

В коммерции давно наработана куча интересных подходов. Почему не использовать давно наработанные методы действительно на пользу человеку? Конечно, придется напрячься. Но ведь мотивация настоящего верующего спасти людей от греха должна быть гораздо сильнее, чем мотивация капиталиста заработать денег!