Можно ли заставить себя поверить?
05.12.2017
3463 просмотра
Найдено в Интернетах

Автор: Сергей Худиев

Разве можно заставить себя поверить?


Можно, это вопрос нашего выбора. Проблема иногда возникает из-за того, что люди путают веру и мистический опыт. Мы действительно не можем заставить себя переживать мистический опыт, мы можем не испытывать никакого утешения или эмоционального подъема в церкви. Но вера в библейском смысле лежит в несколько другой плоскости. Человек может быть верующим и не иметь мистического опыта. Человек может иметь чрезвычайно яркий эмоциональный опыт, связанный с религией, и не быть верующим в том смысле, в котором говорит Евангелие.

На чисто повседневном уровне мы понимаем, что значит поверить, например, врачу — принять его диагноз за истину и следовать его предписаниям, изменить наш образ жизни и диету, принимать назначенные лекарства и процедуры. Мы понимаем, что значит поверить проводнику — идти по той дороге, которую он укажет. Мы знаем, что значит поверить инструктору по технике безопасности — поверить, что он говорит правду, и следовать его указаниям.

Это не связано с переживаниями — более того, это то, что мы можем делать несмотря на переживания.

Приведу пример из личного опыта. Несколько лет назад мне делали небольшую операцию на глазе. Врачи сказали, что она является необходимой, и я имел все разумные основания в это верить. Но мои чувства бунтовали, я испытывал настоящую панику при мысли, что кто-то будет влезать в мой глаз, все мои рефлексы яростно протестовали.

Разум говорил мне, что это несложная, хорошо отработанная операция, ее будет делать опытный специалист, который делает такие операции несколько раз в день, и в конце концов я покорился голосу разума — хотя и с некоторым трудом — и доверился врачам.

Довериться и покориться Богу может потребовать усилий — но это вполне возможно сделать, тем более что Его благодать помогает нам в этом.

Но ведь человек может иметь самые церковные представления о Боге и Христе 

и быть при этом негодяем. Обретет ли он спасение?


Нет, потому что спасительная вера — это больше, чем правильные догматические представления. Они являются необходимым, но не достаточным условием. Христос предупреждает в Евангелии, что некоторые будут выглядеть как активные члены Церкви, но на самом деле Он никогда не знал их: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7:21-23).


Вера — это определенные личные отношения, которые меняют всю жизнь человека; если человек остался негодяем, у него этих личных отношений, увы, нет.

Спасение — это не страховка, которая лежит в ящике стола до дня Страшного суда, когда она понадобится. Это реальность, в которую мы входим (или отказываемся войти) здесь и сейчас, реальность, которая проявляется в перемене жизни. Как говорит апостол Иоанн, «А что мы познали Его, узнаем из того, что соблюдаем Его заповеди. Кто говорит: “я познал Его”, но заповедей Его не соблюдает, тот лжец, и нет в нем истины» (1 Ин. 2:3,4).

Подлинная, спасительная вера проявляется в догматически верном исповедании и любви к Богу и ближнему, которая проявляется в соблюдении заповедей.

Источник