Почему не буддизм?
07.03.2014
15612 просмотров
Дарья Косинцева

Большую часть своей жизни я была совершенно честной материалисткой и пофигисткой. Меня никогда не прельщали медитация и вегетарианство. В своем увлечении эзотерикой я не заходила дальше гороскопов. Как поется в песне «Сплина», «я слишком не была увлечена Востоком».

Чего-то самого главного мне «на Востоке» не хватало. Все было очень мило: «не навреди живому, а то переродишься козленочком», – но в целом учение о добре и зле мне казалось слишком простым для того, чтобы соответствовать уровню философской мысли 21 века. В некоторых буддийских сектах стремление не навредить доходит до абсурда, насколько мне известно: боятся задавить червячка. Слишком наивно это червячковое благочестие было на фоне злых и веселых призывов следовать принципам социального дарвинизма.

Что же меня так зацепило в христианстве? Там был тот стержень, которого не хватало во всех этих «не навреди»: идея о гордыне как об источнике зла. Эта идея стала для меня неотразимой – переварив ее, я безоговорочно поняла: да, это оно, это – Истина. В общем, уверовала. Где источник зла? В тебе, в тебе, в твоем стремлении возвыситься. На Востоке вроде бы тоже есть идея отказа от своего Я и воссоединения с божественным. Но как именно надо отказываться, кроме как медитировать на камне, – этого я почему-то нигде особо не встречала. Зато то, как мысль о гордости развивается в христианском учении – в истории о грехопадении, в разговорах Христа и фарисеев, да даже в романах Достоевского, – вот что было поистине гениально, просто, актуально и свежо.

Не знаю, может, я просто не докопалась до нужной глубины в буддизме и эзотерике. И хотя я с удовольствием ходила на спецкурс по философии буддизма, но я до сих пор жду, когда же у меня дойдут руки до «Упанишад» и прочих сокровищ восточной мысли – чтобы прочитать их уже с позиций христианства.