Слышит ли Бог неверующих?
13.04.2018
4738 просмотров
Виктория Паздрий

«Вот когда мусульманин, иудей, лютеранин обращаются с молитвой к Богу, Бог слышит их молитвы? Или, другими словами, они молятся одному Богу или нет? А если не одному, то их молитвы уходят в никуда?»

В одном из своих посланий святым древней Церкви апостол Павел риторически вопрошает: «Неужели Бог [есть Бог] Иудеев только, а не и язычников? Конечно, и язычников» (Рим. 3:29). Преподобный Иоанн Синайский, живший несколькими столетиями позже, в своей «Лествице» также пишет: «Всех одаренных свободною волею Бог есть и жизнь, и спасение всех, верных и неверных, праведных и неправедных, благочестивых и нечестивых, бесстрастных и страстных, монахов и мирских, мудрых и простых, здравых и немощных, юных и престарелых; так как все без изъятия пользуются излиянием света, сиянием солнца и переменами воздуха; несть бо лицеприятия у Бога» (слово І «Об отречении от жития мирского», 3). Нет сомнения в том, что призывающая благодать Святого Духа животворит и мусульманина, и иудея, и лютеранина, и язычника. И даже если человек молится своей иллюзии о Боге, какому-нибудь идолу, то, бесспорно, Творец никогда не остается равнодушным к своему творению. Он внимательно слушает эту душу и постоянно, на протяжении всей жизни, всячески ведет ее ко спасению. Только есть одно «но»: вести-то ведет, но ДОвести может лишь при участии самого человека, который сознательно пойдет к Небесному Отцу одним-единственным путем Истины и Жизни ― Христом (Ин. 14:6). Достаточно ли для этого только призывающей благодати? Очевидно, что нет, если говорить о христианском взгляде на сей весьма сложный вопрос.

Господь наш Иисус во время пребывания на земле неслучайно основал Свою Церковь и, кроме великого Откровения о Себе и Отце, дал ученикам и множество, если можно так выразиться, прикладных наставлений, как жить. Хочешь, чтобы тебя не одолели врата ада? Будь в Церкви (Мф. 16:18). Хочешь иметь жизнь вечную? Причащайся Тела и Крови Спасителя в память о Тайной Вечере и Его Крестной Жертве (Ин. 6:53, 1 Кор. 11:25). Это не просто теоретизированные рассуждения о жизненных путях, а та самая единственная стезя, ведущая ко спасению. Она ныне открыта практически всем и каждому. Но хотят ли идти по ней?

Представим, что человек не принял Сына, а значит, не чтит и Отца (Ин. 5:23). К сожалению, таким может стать и называющий себя христианином, но находящийся вне канонического православия (тот, кто отвернулся от Церкви Христовой, получается, игнорирует и пророчество Христа о ней, той самой, основанной в Его дни. О каком послушании Богу в таком случае вести речь?). Это я сейчас о лютеранине. Но при этом он молится Единому Богу (а другого такого во Вселенной попросту нет) и о чем-то Его просит. Будет ли его молитва «уходить» в никуда?

Думаю, и «нет», и «да» одновременно.

«Нет» ― потому что Господь, будучи Всеблагим и Всемилостивым, приходящего к Нему вон не изгонит (Ин. 6:37). Потому Он помогает и мусульманам, и лютеранам, и иудеям. Любой человек может получить от Него благо даже без веры ― только по Его милости. Об этом незаслуженном и неописуемом милосердии не раз вспоминали бывшие атеисты, потом крестившиеся в каноническом православии. Вот так Бог им, далеким в то время от истинной веры в Него, Себя открыл, чтобы они обратились.

Но может ли эта помощь призывающей благодати спасти человека не обратившегося? Здесь уже ответ противоположный предыдущему. И можем поразмыслить над вторым вариантом иного ответа, на вопрос о «никуда».

В «никуда», по сути, уйдет не воззвание, а сам человек, не желающий подходить к Богу до конца, соединяться с Господом так, как сказал Сам Господь. Представим, что некая личность идет в совсем ином направлении, не том, которое указал Отец через Сына. В конце этой тропинки ― пропасть. И вдруг он оборачивается и взывает к Отцу: «Отче, услыши меня, помоги мне!» Отец отвечает: «Хорошо, сыне, иди ко Мне, я помогу». Но сын вместо этого... заканчивает разговор и шагает дальше в свою пропасть. Это повторяется еще раз, и еще, и еще. Безусловно, любящий Отец всегда откликнется и всегда поможет, каким бы чадо ни было. Но если оно, дитя это, не свернет со своей дорожки, то... Повторюсь, право на свободный выбор Господь не отнимает у человека никогда. И за последствия сего выбора отвечать тоже человеку.

Для спасения мало призывающей благодати ― нужна сугубая, а ее любой, каких бы он пола, возраста и национальности ни был, получает только правой верой во Христа. Потому и Писание говорит: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).

На всё есть одна земная жизнь. Не больше и не меньше...


Источник.