За тобой никто не занимал
04.04.2019
816 просмотров
Найдено в Интернетах

Автор: протоиерей Сергей Лепин
Источник: serge-le.livejournal.com


  Прочитал у одного своего блогоприятеля цитату:

Моральный вызов, который Кристофер Хитченс часто озвучивал в дебатах: «Назовите мне любое этическое заявление или действие, которое мог бы сделать или совершить верующий, а неверующий не мог бы». Если сами священники и прочие представители бога на земле не в состоянии следовать тем принципам, которые они вдалбливают в головы людям, то ни о каком моральном превосходстве верующих над атеистами не может быть и речи. Можно попытаться как-то оправдаться тем, что священники такие же люди, как и все остальные, им свойственны те же пороки. Но над служителями культа, надо полагать, должен стоять бог: если он допускает подобное, то либо его это устраивает, либо он бездействует по причине своей беспомощности или же своего отсутствия. (А. Козлов)

Я – верующий. И я – священник. Может, я много на себя беру, но я называю себя даже верующим священником. Однако я на самом деле не могу совершить ничего такого нравственного, что не мог бы совершить атеист. Кроме тех действий, разумеется, которые противоречат моей вере (долго объяснять, но это не всегда доказанно безнравственно). Вера не делает людей лучше в каком-то эксклюзивном смысле, как спасательный круг, брошенный утопающему, не делает его красивее или умнее…

Некоторые пытаются сделать из религии «скрепы». Тактически из нее можно получить все что угодно: хоть мотивацию на увеличение надоев! Бога Живаго легко превратить в то, что критики дурной апологетики называют «God from the gap»: воспользоваться религией в случае острой нехватки знаний, технологий, идеологий, врачей и полицейских. Но стратегически в деле достижения каких-то конечных целей обустройства на земле религия – бесполезная штука. И рано или поздно она вступит в противоречие с любым иным интересом, отличным от себя.
На белорусском языке «польза» звучит как «карысць», т.е. корысть. Вера – она бескорыстна. Она нелепа и даже опасна – как ласты, если в них пытаться заниматься альпинизмом.

Священник, когда выходит из алтаря со Святыми Дарами, читает вслух молитву, в которой исповедует веру в то, что в Чаше находится Истинное Тело и Кровь Христа. Вместе с этим он исповедует и то, что Христос – Сын Бога Живаго, Который пришел в мир спасти грешников. А также то, что он, сам произносящий молитву священник, является первым среди грешников – т.е. категорически отказывается от притязаний на нравственное превосходство над кем бы то ни было.

Разумеется, я еще тот г**нюк; не надо большого ума и глубокой веры, чтобы видеть в себе какие-то недостатки, ошибки, грехи, – для этого достаточно обладать банальной вменяемостью. Но мне все же очень трудно рационально осознать себя именно как первого грешника (ведь всегда можно найти того, кто убил на одного человека больше). В свое греховное первенство можно только верить – как в Преложение Святых Даров! Через запятую.

Только такая вера будет действенной – когда ты реально почувствуешь, что стоишь последним в очереди. Последним – именно потому, что очередь у каждого своя и состоит только из одного человека. В твоем случае – из тебя одного. И за тобой никто не занимал.

Так что мы вдалбливаем в головы людям совсем не то, что сказано в цитате. Моя вера не делает меня лучше, но… я сегодня съел на одну печеньку меньше, и кто знает – вдруг моя вера не позволила мне стать минимум на одну печеньку хуже? А, ты и без Бога не ешь печенек?.. Ну, ты – крут, я ж с этим согласился! И Бога, по-видимому, это устраивает – в том смысле, как минимум, что Он считает возможным такое положение дел.

Но можешь ли ты спастись без веры? Вот было бы по-настоящему здорово!

Я, будучи верующим, могу иметь разум, культуру, мораль. А ты, будучи разумным, культурным, нравственным, можешь ли иметь веру? Нет? А почему? Неужели ты умнее, культурнее и нравственнее, и потому оно так?