14.06.2017
Александр Тваладзе
6298
просмотров
Недавно я наткнулся на рекламу одной брошюры под названием «Дисней: отравленные сказки» (текст рассматриваемой брошюры есть в сети. – Прим. ред.) Ознакомившись с этим изданием, я понял, что не имею права молчать. Во-первых, кто-то должен наконец заявить, что православная и вообще христианская вера не имеет ничего общего с борьбой против детских мультиков. Во-вторых, автор покусилась на святое: я сам когда-то был ребенком, и было бы просто свинством с моей стороны не отдать дань уважения тому светлому и радостному, что появилось в моей душе благодаря мультфильмам Уолта Диснея. Выскажу вначале мысли общего характера, которые неизбежно возникают в голове у человека, не привыкшего автоматически соглашаться с любой дребеденью, которую ему подсовывают под маркой «Возрождение нравственности».
Первое и самое главное: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:3) У автора брошюры явно с этим проблемы, коль скоро она не может воспринимать сказки как просто сказки, а видит за ними козни дьявольских сил.
Кстати, о кознях: «…28 мультфильмов и фильмов были не просто непоучительными или бесполезными, а отчетливо вредными для детского или подросткового сознания. И созданы такими – намеренно, поскольку встречающиеся в них вредные идеи до того выверенно систематичны, что всякая случайность их нахождения в продукции компании исключается».
О как! Если бы автор ставила в вину компании «Уолт Дисней» легкомысленность, в результате которой в мультфильмы нет-нет да и просочится вредная мысль, я бы возражать не стал. Ан нет! «Уолт Дисней» – штаб-квартира антихриста, не меньше. А вы как думали? Кругом враги.
Но вернемся к необходимости «обратиться и быть как дети». Уважаемый автор брошюры! Убедительно призываю вас смотреть мультики глазами детей и оставить в стороне ваши фрейдистские комплексы. Нормальному ребенку в голову не придет из того факта, что Аладдин – сирота, сделать вывод, что можно не уважать собственных родителей. Или вот еще один «отрицательный образ родительства», по мнению автора: «…мультфильм “Белоснежка и семь гномов”. 1937. Отцов в истории нет. На позиции материнской фигуры – злая королева, которая хочет убить главную героиню из-за зависти к её красоте. Королева погибает».
Хотелось бы отметить еще одну вопиющую ложь, на которую (сознательно?) идет автор. Я не утверждаю, что вредных идей в детских фильмах и мультфильмах совсем нет. Но дело в том, что они есть не только в мультфильмах компании «Уолт Дисней». И даже не только в американских мультфильмах. В мультфильмах отечественного производства этих идей ничуть не меньше. Так почему автор брошюры ополчился именно на Диснея? Причем увеличил реальную вредность этих мультфильмов в разы? Тут уже я сам начинаю задаваться вопросом: кто заказчик? Кому выгодно? Брошюра размещена на сайте, девиз которого: «За возрождение нравственности в СМИ». По моему глубокому убеждению, возрождение нравственности нужно начинать с себя. И прежде всего перестать ЛГАТЬ. Если бы брошюра была о вреде мультфильмов вообще, как отечественных, так и зарубежных, я бы, наверно, не стал спорить: вредные мотивы действительно ИНОГДА (гораздо реже, чем утверждает автор «Отравленных сказок») попадаются в мультфильмах. Но утверждение, будто в зарубежных (и конкретно диснеевских) мультфильмах этого вреда больше, чем в отечественных, – это ложь. А ложь безнравственна, господа поборники нравственности.
∗∗∗
Сказав А, положено говорить Б, и я чувствую, что должен подвергнуть «Отравленные сказки» более детальному анализу, а именно: присмотреться поближе к аргументам автора против «вредных» диснеевских мультиков. Скажу откровенно: делаю я это по велению совести, из чувства справедливости, и меньше всего привлекает меня перспектива вчитываться в текст, порожденный искаженным сознанием. Но надо... Итак, какие опасные идеи таит, по мнению автора, эта злокозненная диверсия под названием «Уолт Дисней»?«…хорошая режиссура, удобная структура повествования, относительная художественная простота, цепляющее музыкальное сопровождение и общая эстетическая притягательность. Очарование и волшебство в содержании + высокое качество исполнения…»
Ой, простите. Кажется, это не та цитата. Впрочем, каким-то необъяснимым шестым чувством я читаю между строк, что именно вышеназванное и доставляет автору статьи максимальное беспокойство и вообще было основным побудительным мотивом к написанию статьи. Проще говоря, автор завидует. Впрочем, не нам его судить.
Теперь серьезно. Вот список разрушающих нравственное начало идей, которые, если верить брошюре, заложены в диснеевскую продукцию:
1) дискредитация и обесценивание родительства;
2) превосходство женщины над мужчиной (феминофашизм);
3) приемлемость зла;
4) сексуализация;
5) личности, отколотые от других (гипериндивидуализм);
6) пошлость;
7) безответственность и эскапизм;
8) поддержка гомосексуализма.
Список внушительный. Для подробного разбора всех аргументов одного поста не хватит, но давайте разберем хоть один – дискредитацию и обесценивание родительства.
«Из 28 продуктов “Диснея”, затрагивающих тему родителей:
5 поддерживающих родительство (изображение полной семьи, отсутствие смертей родителей, семейная взаимоподдержка, самоотверженность родителей ради детей и детей ради родителей и др.);
6 промежуточных, где позитивные тенденции смешиваются с негативными (один родительский образ позитивен, другой – негативен, смерть одного из родителей и др.);
17 дискредитирующих и обесценивающих родительство тем или иным способом (изображение и упоминание смертей родителей, изображение достижения героем успеха через отрицание воли матери или отца, ломка естественной иерархии – родители, зависящие от воли детей, родительские фигуры в роли злодеев и др.)».
Ух ты! А всё не так плохо, оказывается! Пять мультфильмов создают положительный образ родительства, с этим даже искореженный разум автора не смог поспорить. Шесть мультфильмов характеризуются тем, что в них «один родительский образ позитивен, другой – негативен». Что ж, типичная ситуация в жизни; боюсь, что многие дети сталкиваются с этим гораздо раньше, чем начинают смотреть мультфильмы, и уж точно это можно назвать как угодно, но только не «дискредитация и обесценивание родительства». Таким образом, имеем 11 мультфильмов, в которых это явление отсутствует как класс, против 17 потенциально опасных.
Но что же это за жуткие демонические грабли, расставленные коварными мультипликаторами в 17 картинах?
М/ф «Белоснежка и семь гномов» (1937)
«Отцов в истории нет. На позиции материнской фигуры – злая королева, которая хочет убить главную героиню из-за зависти к её красоте. Королева погибает».
А я даже и не подозревал, читая в детстве пушкинскую «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» (и смотря соответствующий – великолепный! – советский мультфильм), что моему неокрепшему детскому сознанию, оказывается, внушают недобрые чувства по отношению к моей собственной маме. Так и хочется спросить автора: а вы вообще в детстве сказки читали?
М/ф «Русалочка» (1989)
«Матери: отсутствуют. Отцы: у принца отца нет. Главная героиня в конфликте со своим отцом, отрицание его воли и запретов приводит к счастью».
Ну, во-первых, вы, наверно, уже заметили, что отсутствие того или иного родителя – для автора уже свидетельство мирового заговора мультипликаторов. Даже если мультик – экранизация известной сказки и персонажа нет в мультфильме просто потому, что его нет в сказке. Во-вторых, любой нормальный ребенок (каким, например, был я в свое время), посмотрев этот мультик, сделает вывод, что к счастью героиню привела любовь, и только альтернативно одаренный автор брошюры мог прийти к выводу, что залог счастья – это конфликт с отцом.
(Отдельного внимания стоит тот факт, что в мультфильме, в отличие от сказки Андерсена, счастливый конец. Так вот со всей ответственностью заявляю, что, будучи уже взрослым, я понимаю и принимаю андерсеновскую трагедию, но, когда я был ребенком, она казалась мне абсолютно бессмысленной. Похоже, диснеевские мультипликаторы решили немного адаптировать сказку для возраста предполагаемых зрителей, и, по крайней мере в случае одного зрителя, они оказались правы.)
Ох... видно, для подробного разбора всех тараканов автора мне не хватит и десяти подобных постов.
Я не видел всех перечисленных в брошюре фильмов и мультфильмов. Но давайте предположим, для простоты, что из заявленных 17 мультфильмов половина – восемь или девять – действительно несут вредные идеи. Девять из 28 – не маловато ли, чтобы говорить о преднамеренной пропаганде? Ну и, конечно, хотелось бы сравнить это с процентом вредных мультфильмов у отечественных производителей…
∗∗∗
Дополнение от редакции: редакция тоже прочитала упомянутую брошюру и не может не внести свою лепту. Приводим цитаты, касающиеся проявления «разрушающих нравственность идей» в мультфильме «Рапунцель: запутанная история» (2010). Просто цитаты, потому что, как говорится, ноу комментс.- Дискредитация и обесценивание родительства:
- Превосходство женщины над мужчиной (феминофашизм):
- Сексуализация: