7 статей на тему “психология и христианство”
10.12.2019
4672 просмотра
Редакция

Сегодня мы подготовили для вас подборку статей о психологии в христианстве. Какая связь между верой и психологией? Может ли вера в Бога решить душевные проблемы? Всегда ли психология будет полезна? Как отличить духовные проблемы от душевных? Об этом и многом другом в нашей подборке.

1) БЕСНОВАНИЕ ИЛИ ПСИХОЗ?
Автор: Дарья Косинцева.
На мой взгляд, так все предельно просто. Либо веришь в Бога, либо веришь в психологию. Слишком для многих верующих Бог является абстракцией, отвлеченным понятием, а вера – набором слов. Психотерапевт как бы достигает реального эффекта, а исповедь – так, «прощения Бога». Что такое «прощение Бога» вообще? Кто-то из верующих может сказать, как именно Бог прощает и что при этом происходит?

2) ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Автор: Дима Дюк.
По моему личному глубокому убеждению, отчасти выстраданному суровой практикой, психология на много-много-много процентов – чушь собачья. Каждая психологическая школа касается локальных аспектов психики и создавалась если не от скуки, то под какую-то конкретную цель. Но, во-первых, каждому этого не объяснишь, а во-вторых, и того, что есть, может быть достаточно.

3) ПСИХОЛОГИЯ И РЕЛИГИЯ: ВОЙНА, КОТОРОЙ НЕ БЫЛО?
Автор: Ксения Грядунова. 
Доля взросления невольно делает людей сносными аспирантами в области души и ее трагедии. И две самые значимые дороги из экзистенциального страдания, неловко соседствующие друг с другом даже печатными символами: психологические методы и вера ― осмысляются и исследуются теоретическим и опытным путем.

4) ВЕРА И ПСИХОЛОГИЯ
Автор: Дарья Косинцева.
Христианство – это же самая первая полноценная психо-логия, то есть «наука о душе». Я еще раньше заметила, что то, что современные психологи преподносят как революционные открытия, ясно и просто описано сотни лет назад в рамках «христианской психологической школы» монахами, святыми отцами и прочими христианскими писателями. Я уже молчу про технологию исповеди, поголовно используемую всеми – от Фрейда до обществ анонимных алкоголиков.

5) КОГДА РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ ОПРАВДЫВАЮТ НЕВРОЗ
Автор: христианский психолог Наталия Инина.
В храме очень много того, что могут анализировать психологи. Я вам напомню схему транзактного анализа: у каждого человека есть как бы три ипостаси — родитель, взрослый, ребенок. Общение между людьми возможно по строго заданным линиям: родитель-ребенок, ребенок-родитель, взрослый-взрослый. В какой позиции постоянно находится священник? В позиции родителя. И люди (не все, но многие) обращаются к нему из ипостаси ребенка (батюшка-возьмите-на-себя-ответственность): «Батюшка, благословите! Батюшка, посоветуйте, что мне делать? Батюшка, мне налево или направо?». Каково постоянно быть «родителем» взрослым людям? Невыносимо. А если мы представим в качестве батюшки человека властного? Он поверит в то, что решает судьбы людей!

6) СТРАСТЬ ИЛИ ЗАВИСИМОСТЬ: В ЧЕМ РАЗНИЦА
Автор: психолог Петр Дмитриевский.
Трезвение, борьба со страстями — важные аспекты жизни христианина. Ну а в мирской жизни широко обсуждается проблема зависимостей и созависимых отношений. Сторонники современной психотерапии и христианской аскетики постепенно движутся в сторону большего уважения и интереса друг к другу. Страсти и зависимости: в чем их созвучие и как с ними бороться?

7) ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ ЛОКУС В ПСИХОЛОГИИ И ХРИСТИАНСТВЕ
Автор: Виктория Паздрий.
Когда я слышу от некоторых людей самых разных убеждений мнения о том, что наука и религия, психология и христианство чуть ли не на шпагах дерутся, меня это... слегка улыбает. И я вспоминаю одну табличку из учебника по гносеологии (есть такая дисциплина в философии, которая сущностью познания как раз и занимается). Она чудесно показывает, что разные типы знания (здесь – эмпирического и мистического) – ветви одного прекрасного стройного дерева Человеческого Развития).