Основы православной контрацепции
25.10.2016
22348 просмотров
Алексей Новиков
 

- А давай сегодня без презерватива. 

- Чо, просто воду из окна выливать? 

(вместо эпиграфа) 

«А вот надо не ограничивать аборты, а пропагандировать контрацепцию и вообще бесплатно презервативы раздавать, тогда всё будет хорошо и аборты вообще не нужны будут».

Это вполне стандартный «контраргумент», который всплывает в числе первых в дискуссии об абортах.
Давайте в двух словах, что это такое и с чем это едят. И не надо тут хихикать – тема не такая уж и простая.

Часть первая. Медико-санитарная

По принципу действия контрацептивы можно разделить на следующие группы: стопроцентные, естественные, барьерные, химические, внутриматочные, гормональные, хирургические. Эффективность метода контрацепции определяется индексом Перля, то есть количеством женщин из сотни, которые забеременели в течение года, используя тот или иной метод. Допустим, индекс равен трем – значит у трех из сотни не сработало.

Так вот, по порядку.

1. Стопроцентные. 200–250 мл дигидрогена монооксида и спиодин. Можно сочетать. Индекс Перля нулевой, противопоказаний и побочных эффектов почти нет. Для тех, кто не понял: стакан водички на ночь и спатеньки. Есть анекдот в тему: «Вопрос армянскому радио: "Какой контрацептив лучший?" - "Стакан воды" - "А до или после?" - "Вместо"».


2. Естественные. Различные календари циклов, измерения базальной температуры и оценка состояния цервикальной слизи. Для любителей жанра. Индекс Перля от 0,3 до 40, поэтому не зря называется ватиканской рулеткой. Прерванный половой акт не является методом контрацепции вообще.

3. Барьерные. Наиболее известны, понятное дело, мужские презервативы. Есть еще женские презервативы, диафрагмы, шеечные колпачки и контрацептивная губка (!). Часто сочетаются со спермицидными смазками и т.п. Мужские презервативы – единственный метод контрацепции, который снижает вероятность заразиться ЗППП. Снижает не до нуля, это важно помнить. Индекс Перля от 2 до 15. По моему личному убеждению это связано с тем, что 95% населения идиоты и даже с этой вещью справиться не могут.

4. Химические. Гели, мази, пены, тающие свечи, пенящиеся свечи (только не ржите), пенящиеся таблетки, растворимые пленки, губки. Устраивают локальную атаку на Ипре отдельно взятой порции эякулята. Но всех не перевешаешь, поэтому индекс Перля от 3 до 21.

5. Внутриматочные. Спирали. Которые не спирали, а вполне себе такие Т-образные штуковины. Бывают нейтральные, бывают с гормонами. Устанавливаются на 5-7 лет, за что любимы населением; эффективны – индекс Перля равен 0,2. Но повышают вероятность развития внематочной беременности (по некоторым данным – сильно) и вообще считаются не самым безопасным методом. В отличие от вышеперечисленных не препятствуют зачатию, а мешают имплантации, поэтому считаются абортивным средством контрацепции.

6. Гормональные. Комбинированные оральные контрацептивы (КОК) подавляют овуляцию (то есть препятствуют созреванию и выходу яйцеклетки), кроме того, сгущают цервикальную слизь, делая тем самым шейку матки непроходимой для сперматозоидов, а также изменяют слизистую оболочку матки, так что оплодотворённая яйцеклетка не может к ней прикрепиться. Принцип действия мини-пили (таблетки, содержащие только прогестин в небольших количествах) другой: они не подавляют овуляцию, а лишь воздействуют на цервикальную слизь и препятствуют закреплению оплодотворённой яйцеклетки в матке. Индекс Перля у КОК – 0,1–0,9, у мини-пили 0,3–9,6. Абортивный эффект у вторых единственный, у первых – вероятный.

7. Хирургические. Перевязка маточных труб и вазэктомия у женщин и мужчин соответственно. Фактически необратима. Поэтому у нас разрешена после 35 лет и/или двоих детей, но на соблюдение всем наплевать. Санкций за операцию, сделанную за рубежом, не будет. Супруга ставить в известность не обязательно, согласно закону о врачебной тайне.

Часть вторая. Соборно-религиозная

Вы таки удивитесь об это, но у Русской Православной Церкви есть официальное мнение по поводу контрацепции. И выражено оно в Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви, принятой на Архиерейском Соборе 2000 года. Вот уже 16 лет прошло, а знает о документе процентов 20 православных. А он интересный, между прочим. Так вот:

XII. Проблемы биоэтики

XII.3. Религиозно-нравственной оценки требует также проблема контрацепции. Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя. Определяя отношение к неабортивным средствам контрацепции, христианским супругам следует помнить, что продолжение человеческого рода является одной из основных целей богоустановленного брачного союза (см. Х.4). Намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений обесценивает брак и является несомненным грехом.

Вместе с тем супруги несут ответственность перед Богом за полноценное воспитание детей. Одним из путей реализации ответственного отношения к их рождению является воздержание от половых отношений на определенное время. Впрочем, необходимо памятовать слова апостола Павла, обращенные к христианским супругам: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор. 7. 5). Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника. Последнему же надлежит с пастырской осмотрительностью принимать во внимание конкретные условия жизни супружеской пары, их возраст, здоровье, степень духовной зрелости и многие другие обстоятельства, различая тех, кто может «вместить» высокие требования воздержания, от тех, кому это не «дано» (Мф. 19. 11), и заботясь прежде всего о сохранении и укреплении семьи.

Священный Синод Русской Православной Церкви в определении от 28 декабря 1998 года указал священникам, несущим духовническое служение, на «недопустимость принуждения или склонения пасомых, вопреки их воле, к... отказу от супружеской жизни в браке», а также напомнил пастырям о необходимости «соблюдения особого целомудрия и особой пастырской осторожности при обсуждении с пасомыми вопросов, связанных с теми или иными аспектами их семейной жизни».

Часть третья. Принципиально-неопределенная

А теперь самая интересная часть всего этого марлезонского балета. Несмотря на то, что официальная позиция Церкви по этому вопросу как бы есть, но а) она достаточно размыта; б) кого бы она вообще волновала, в православной среде разговор о контрацепции вызывает или гнев, или обморок. А почему? Потому что нет консенсуса по двум ключевым вопросам: для чего нужен секс в браке и сколько должна женщина рожать детей.

Наши наиболее православные друзья, конечно же, заявляют, что контрацепцией никакой пользоваться нельзя (даже естественной), сексом заниматься надо только ради рождения детей и вообще сексуальные отношения в браке - это такой паллиатив греха. Типа поженились, чтобы хуже не стало. Ну и понятно, воздерживаться надо в однодневные посты, в многодневные посты, во время беременности и кормления грудью. Ну и между делом, чтобы точно. А то выкидыши будут и дети родятся склонными к блуду. Детей, естественно, надо заводить столько, сколько «Бог пошлет». Потому что «раньше рожали по 18 детей и страна процветала». Я даже видел фразу «российскую империю построили беременные женщины». Вопрос «почему?» вызывает у такой публики ступор, слово «презерватив» - обморок, предложение обосновать некое нормативное количество детей богословски – ярость.

Понятно, что это тема отдельного разговора, но просто хочу отметить, что а) со времен Российской империи кое-что изменилось; б) у женщин сто лет назад типа выбор был – рожать или не рожать, ага.

Самое интересное, что последовательное следование такой позиции имеет не только ярко выраженный антимиссионерский эффект, но и все признаки классического танца «гопак на граблях». Ну уже смеются все над миссионерской позой, зачем продолжать-то? Поэтому, в общем-то, Церковь пока инструкцию по пользованию и не написала, а ограничилась общими рекомендациями.

Наши не менее православные, но более близкие к реальности друзья все-таки смотрят на проблему более разносторонним образом и даже пишут по этому поводу толковые книги: например, Александр Боженов «Двое во едину плоть: Любовь, секс и религия» - настоятельно рекомендую. Резюме для тех, кто ленится читать: Церковь не запрещает заниматься сексом. Церковь не регламентирует количество детей. Церковь даже не выпустила православную камасутру со списком рекомендованных практик и поз. Потому что блудить можно и в «миссионерской» позе. Церковь отнюдь не призывает гнушаться телом или половой близостью как таковыми, ибо телесные отношения мужчины и женщины благословлены Богом в браке, где они становятся источником продолжения человеческого рода и выражают целомудренную любовь, полную общность, «единомыслие душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания (из тех же «Основ…»). Поэтому, все-таки устанавливая определенные рамки и рекомендации, учитывает то, что люди живые и разные и роботизировать их в любом случае не получится.

Алсо рид:


Одухотворить эрос: http://www.pravmir.ru/oduhotvorit-eros/  
Двое во едину плоть, или о любви, сексе и религии: Иным благочестивым читателям не рекомендуется http://www.pravmir.ru/dvoe-vo-edinu-plot-ili-o-lyubvi-sekse-i-religii-foto-video-audio/