Апостол Петр и его история
07.08.2019
454 просмотра
Найдено в Интернетах

Автор: Марина Бирюкова 
Источник: eparhia-saratov.ru
Илл.: Рембрандт Харменс ван Рейн, “Апостол Петр”, 1632

Одна из самых мощных, ярких и решающих личностей Нового Завета — галилейский рыбак Симон, он же святой первоверховный апостол Петр, камень, на котором Сам Господь основал Свою Церковь (см.: Мф. 16, 18). Каким предстает он перед нами — в Евангелиях, в Книге Деяний, в его собственных соборных Посланиях — письмах первым последователям Христа?

О призвании Симона Петра на служение евангелисты Матфей и Марк сообщают кратко: рыбачившие на Галилейском море Симон и его брат Андрей, услышав призыв Христа, тотчас, оставив сети, последовали за Ним (Мф. 4, 20; ср.: Мк. 1, 18). Весьма вероятно, что в ту минуту Он уже не был для братьев незнакомцем, они имели представление о Том, Кто зовет их сейчас за Собой. Сделать такое предположение заставляет Евангелие от Иоанна, исходя из которого братья — сначала Андрей Первозванный, а потом Симон — нашли Мессию (Ин. 1, 41) при иных обстоятельствах, благодаря Иоанну Крестителю, учеником которого был Андрей. И святитель Феофилакт Болгарский пишет, что на Галилейском море произошло уже второе призвание Петра и Андрея, то есть что они ранее уже общались с Учителем.

Евангелист Лука добавляет к этому эпизоду существенную подробность — чудесный улов рыбы: после безуспешной ночной рыбалки сеть, послушно закинутая по слову Наставника (Который накануне был гостем Симона и исцелил его тещу, см.: Лк. 4, 38–39), едва не прорывается от тяжести добычи (см.: Лк. 5, 1–11). Ошеломленный этим чудом, Симон припадает к коленам Иисуса и одновременно просит Его уйти, выйти из рыбацкой лодки, потому что он, Симон, человек грешный: он недостоин такой милости и неспособен к той миссии, о которой говорит совершившееся чудо. Александр Лопухин в своем толковании Священного Писания пишет, что Петр «понял, что Господь хочет дать ему какое­то особое поручение, — и страх перед неизвестным будущим наполняет его душу». Кто воспользовался чудесным уловом, кто погрузил всю эту рыбу на ослов и отвез на рынок — неизвестно и неважно: Петр вместе с сыновьями Зеведея, Иаковом и Иоанном, вытаскивает лодки на берег, оставляет все и уходит за Иисусом из Назарета.

В любом случае, с уловом или без улова, — это был решающий момент выбора. Разом оставить все — дом, семью, промысел, дававший кусок хлеба, нормальную и относительно спокойную жизнь… Не хоронить мертвецов (см.: Лк. 9, 60), не озираться назад, возложив руку на плуг (см.: Лк. 9, 62), — в одночасье отдать себя без остатка. Петр и его брат были людьми цельными. А откуда такая цельность? Она от чистоты сердца, в котором нет лукавства, нет корысти, нет раздвоенности. Именно таким уже при первой встрече (где бы она ни произошла) видит будущего апостола Сердцеведец.

Петр — в отличие от святого апостола Павла, с которым он теперь навсегда рядом в церковном календаре, — человек некнижный и простой (ср.: Деян. 4, 13). И когда он, отвечая на вопрос Учителя: а вы за кого почитаете Меня? — исповедует Его Сыном Бога Живаго (Мф. 16, 15–16) — то это уж точно не от учености. Что говорит в ответ ученику Учитель? Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах (Мф. 16, 17). Кому Бог открывает истину — тому, кто больше всех читал? Нет, тому, кто чист сердцем (см.: Мф. 5, 8).

Евангелист Иоанн рассказывает о страшном искушении, постигшем учеников Христовых после непостижимой, невместимой для них Его проповеди: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Многие, не будучи в силах принять эти странные слова (Ин. 6, 60) с полным доверием, предпочли расстаться с Учителем, но все двенадцать апостолов остались. За апостолов на вопрос Учителя: не хотите ли и вы отойти? — отвечает Петр: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни: и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго (Ин. 6, 67, 68–69).

При этом Симон Петр — человек очень живой и совсем не «правильный». У него на все своя точка зрения: он то и дело прекословит Учителю, то защищая Его от Него же Самого: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою (Мф. 16, 22), то заверяя Его в своей верности вопреки Его словам все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь: … если и все соблазнятся, но не я <…> хотя бы мне надлежало и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя (Мк. 14, 27, 29, 31). В Евангелии от Луки диалог звучит несколько иначе: И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять (просеивать, проверять. — М. Б.) вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня (Лк. 22, 31–34).

Петру предстоит еще услышать предрассветный крик петуха, убедиться в правоте Учителя, охладившего его героический порыв, познать собственную слабость, пережить драму своего отречения от Христа и раскаяния в этом. Петр любит Учителя: именно в этом его сила и спасение. Именно поэтому он бросается с лодки в море и плывет к берегу, узнав Воскресшего и не будучи в силах подождать, пока отягченная вторым чудесным уловом лодка дойдет до берега (см.: Ин. 21, 7). Именно об этом — любишь ли ты Меня? — трижды спрашивает Петра Иисус за трапезой на берегу, снимая с него вину троекратного отречения (Ин. 21, 15–17).

Свидетель всех важнейших событий земной жизни Христа и Его Воскресения, проверенный собственным падением и восстанием, Симон Петр до самой своей мученической кончины будет пасти овец Слова, утверждать братьев в вере и любви.

Петр в Книге Деяний апостольских — сердце и голос новорожденной христианской Церкви, человек твердый, неустрашимый и абсолютно, до конца — верующий. Он не боится говорить ни перед разъяренной толпой, ни перед Синедрионом: его речи обращают ко Христу тысячи жителей Иерусалима. Петр исцеляет хромого, просившего милостыню у Красных ворот Храма (см.: Деян. 3, 1–11), и расслабленного Энея (см.: Деян. 9, 33–34), он поднимает со смертного одра праведную Тавифу (см.: Деян. 9, 36–43). Именно Петру Господь в чудесном видении открывает вселенский характер христианства (см.: Деян. 10, 10–16); именно Петр крестит римского сотника Корнилия и весь его дом (см.: Деян. 10, 17–48), полагая тем самым начало обращению язычников. Как известно, Книга Деяний обрывается, не дойдя до трагических страниц, до смерти Петра и Павла, что подтверждает ее подлинность. По преданию, Петр был казнен в Риме в 67 году н. э., в эпоху беспощадного гонителя христиан — императора Нерона. Петра и его сомучеников должны были распять на крестах так же, как и Иисуса, но Петр считал себя недостойным уподобления Сыну Божиему и сам попросил палачей распять его вниз головой.

Два соборных Послания апостола Петра — это тексты, идущие прямо от простого, любящего сердца: апостол бесконечно рад за призванных из тьмы в чудный свет (ср.: 1 Пет. 2, 9), за людей, которые обратились ко Хрис­ту и любят Его, хотя ни разу не видели. Петр призывает христиан к мужеству и терпению: ведь испытанная вера драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота (1 Пет. 1, 7). Он заставляет нас задуматься о том, что такое сокровенный сердца человек (1 Пет. 3, 4), и поискать этого человека в себе. Петр говорит о христианской семье, о взаимоотношениях супругов — сонаследников благодатной жизни (ср.: 1 Пет. 3, 7), и эти его призывы никогда не утратят актуальности. Петр неоднократно призывает своих адресатов уподобиться младенцам, оставить все пороки взрослости, возлюбив чистое словесное молоко (1 Пет. 2, 2); и это напоминает нам о словах Христа: если не обратитесь и не будете как дети, не вой­дете в Царство Небесное (Мф. 18, 3). В самом Петре удивительно сочетаются мужество, твердость и детская чистота. Можно сказать, что он дорос от простого рыбака до великого апостола; а можно увидеть обратное: став великим апостолом, Петр оставался простым рыбаком Симоном.