Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых
20.03.2017
7404 просмотра
Юрий Беспечанский

Знаменитый первый псалом, открывающий книгу молитвенных песен израильского царя, пророка и поэта – Давида.

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так - нечестивые; но они - как прах, возметаемый ветром.
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники - в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

Хотите быть блаженным, счастливым? Многие ищут путей счастья, людей, которые сделали бы их счастливыми. Кто-то гонится за самим переживанием или состоянием «блаженства»: как в созидательном, так и в разрушительном смысле.

Евреи, к которым принадлежал царь Давид, – народ практичный. И еврейское слово со смыслом блаженства или счастья восходит к глаголу «быть прямым» или «идти прямо». Счастлив, по-еврейски, тот человек, который идет прямым путем, не отклоняясь от него ни направо, ни налево. Счастлив тот человек, который искренен и прям: у которого мысли, слова и поступки едины.

Чего же не стоит делать человеку, желающему счастья? Не стоит ходить на «совет нечестивых». Нечестивые, по смыслу еврейского слова, это – люди беспокойные, расстроенные и взбудораженные. Их расстройство вызывает у них стремление судить, осуждать кого-то, попирать, нарушать чужие границы и правила, в том числе и с использованием насилия. Это могут быть злодеи и преступники, могут быть революционеры, могут быть соседки, которые судачат на лавочке и кого-то вечно ругают, вечно недовольны.

Избегай сообщества расстроенных, недовольных, депрессивных или агрессивных, мечущихся, спорящих, ссорящихся людей! Кто-то скажет: а если вокруг все такие? Тогда, вероятнее, избегать любых сообществ, если других нет. Лучше максимально уйти во внутреннюю «пустыню».

Что такое «путь грешных»? Многие, на интуитивном уровне, понимают, что грешники – это испорченные, дурные люди, синоним «нечестивых». Но главный смысл этого еврейского слова показывает, с чего начинается «грешность». Это – люди скучающие, пропускающие и не замечающие чего-то важного, не достигающие цели, не слышащие, зевающие, упускающие что-то важное и избегающие всерьез размышлять. Грех и грешность начинается с внутренней пустоты, бессмыслицы, нелепого и пустого времяпрепровождения. Это – путь человека, который внутренне в мыслях шатается, как пьяный. Потому не мудрено, что и в реальности схватится за стакан: мысли материализуются; что внутри, то и снаружи.

Что такое «собрание развратителей»? Под развратом в нашей культуре обычно подразумевается сексуальная развращенность. Но оригинальное еврейское слово указывает на корень разврата: насмехаться, глумиться, издеваться – над чем угодно. Это могут быть мальчишки, издевающиеся над девчонками. Это могут быть люди «демократических» убеждений, для которых поносить действующие власти – это удовольствие, приносящее ощущение свободы и независимости. Это могут быть весьма и весьма религиозные люди, поносящие иное мнение, иного религиозного человека: таких религиозных «развратников», уверенных, что воюют «за истину», можно встретить тонны на просторах интернета. Они могут принадлежать к разным христианским конфессиям и деноминациям!

Так что, друзья, нечестивых, грешных и развратителей необязательно искать в барах и ресторанах, на гей-парадах или в ночных клубах. Возможно, они сидят рядом с вами на работе, ходят с вами в одну церковь, состоят с вами в одной политической партии или тусовке, являются членами вашей семьи…или, возможно, иногда или очень часто это вы сами?

Итак, мы поняли, чего нам делать НЕ НАДО для блаженства; а что же делать НАДО? Давид дает лишь одну рекомендацию (Пс. 1:2)

2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!

Слово «воля» здесь, возможно, не совсем точное. Когда говорят «он усилием воли сделал это», мне сразу представляется штангист, поднимающий штангу сначала на грудь, а потом толкающий ее вверх. Ему тяжело. Он весь пыхтит от натуги. Но, ему кровь из носа как нужна золотая медаль. И вот: он ее заработал, запрыгал от счастья и пошел отдыхать и веселиться в ресторан с девочками! Теперь, от усилия воли можно и отдохнуть. Для многих христиан «закон Господа», Библия, церковь, молитва, общение с Богом подобно поднятию штанги: тяжело, но очень надо!

Еврейское слово «хейфец», стоящее здесь, означает скорее «желание» или «большое удовольствие». Согласитесь, то, что доставляет вам удовольствие, вы можете делать день и ночь? Для вас – это не мучительный труд, а радостное время! Кто-то сказал: чем похож гений на сумасшедшего? Гений часами напролет и с радостью делает то, что «нормальному» человеку кажется сумасшествием! А изучение Библии, размышление о Боге многим кажется религиозным фанатизмом и безумием! Что это дает для жизни? Кому это надо? О пользе – в следующих стихах, а пока обратим внимание еще на одну деталь.

Слово «размышляет», на иврите «хагаh», переводится на английский как что-то среднее между «to murmur» и «to ponder». Задумываться и размышлять, но при этом, что-то постоянно «бормотать», о чем-то «шептать» или «шелестеть». Ей богу, натуральный образ безумца, который «заговаривается». Видели людей, говорящих сами с собой? Либо – это ненормальные шизоиды; либо очень увлеченные чем-то люди. Либо гении, либо сумасшедшие. Тем не менее, именно о ТАКОЙ степени увлечения законом Господа здесь говорит слово Давида!
 
Как же такое «безумие» может быть полезно в практической жизни? Вот что пророчески обещает Бог через Давида (Пс. 1:3):
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.

Как мы, даже христиане, часто понимаем «успех»? Быстрее, скорее, время коротко: и жить торопимся, и чувствовать спешим. Надо это, надо то, куча мелочей: так и вся жизнь прошла, и куда ушла? Здесь же – образ дерева, которое стоит на месте и НИКУДА НЕ ТОРОПИТСЯ! Как же оно может «успеть» во всех своих делах? А тут не сказано – когда успеть… Сказано: «приносит плод свой во время свое». Во-первых, у каждого человека СВОЙ ПЛОД. Поэтому сравнивать с другими свой успех бесполезно. Во-вторых, у каждого человека СВОЕ ВРЕМЯ СОЗРЕВАНИЯ. В-третьих, самое сложное для восприятия: ЧЕЛОВЕК НЕ САМ РЕШАЕТ, КОГДА ПРОИЗВЕСТИ ПЛОД! Бог, автор дерева, чьими водами дерево питается, знает времена и сроки.

Потому, друзья, никогда не судите праведника «по плодам» прежде времени – и себя тоже, коли вы праведники! Ваши яблоки в летний зной могут быть весьма невкусными и кислыми! Ничего страшного…Продолжайте стоять у вод, питаться Словом Бога, и к осени вашей жизни плоды созреют! Когда надо, всё успеете…но не тратьте время на пустоту и суету, чтобы потом не пришлось жалеть о бесцельно прожитых годах.

«Нечестивые» же будут бегать, бегать и бегать по жизни «как прах, возметаемый ветром»! Бегать за успехом, за уважением, за деньгами, за женщинами, за мужчинами, за квартирой в ипотеку, за новой машиной, за оплачиваемой работой…много еще за чем…Возможно, вы узнали себя в этом образе? Тогда имеет смысл подумать: а может, лучше стать «божьим безумцем», чем «трезвым реалистом»? Может, лучше постепенно идти по своему вечному пути, чем в ужасе ждать, когда твой путь погибнет, как пыль и прах? 
 
Еще по теме: ДЕНЬ ПЕЧАЛИ: ПСАЛОМ 19:1-10

Источник