Крестись, не то пожалеешь!
12.07.2017
2828 просмотров
Валентина Калачёва

Мы тут как-то с очень разными людьми сидели и рассуждали на тему «Оскорбление религиозных чувств», и я в конце концов поняла, что сделать это возможно только единоверцам: остальной мир просто «не ведает, что творит». Люди внутри Церкви ведают. И тем не менее, творят. А пришла я к этому неутешительному выводу после следующего монолога, который произнесла в нашем мирном собрании одна девушка. Вот он:

«Моё столкновение с чужим богом случилось совершенно неожиданно — в момент, когда я собралась выходить замуж. Оказалось, что религиозная принадлежность имеет большое значение для семьи моего мужа. По своим взглядам я агностик, и мне вполне комфортно с этой системой ценностей. Родители не крестили меня, поэтому у меня был выбор: последовать желанию семьи, частью которой я собиралась стать, или остаться при своих воззрениях.

Я не могу сказать, что православная вера совсем чужда мне — всё же русская и заонежская культуры основаны именно на православии. Однако до того, как встал вопрос ребром, я вообще не задумывалась о необходимости отнести себя к какой-то религии. Это-то и показалось новым, странным, тревожным. Тем не менее, я хотела продолжать и развивать отношения с моим любимым человеком и решила прикоснуться к православию, перечитать Библию, пообщаться со священниками, принять участие в богослужении. Я открытый человек, мне интересно узнавать новое, изучать чужие системы ценностей, пытаться понять логику, иную, чем моя.

Когда мне что-то предлагают, я ориентируюсь на свои ощущения. Прикасаясь к православию, я почувствовала, что мне сложно. Мне не давался язык Библии, я не могла понять смысла таинств, сути богослужения. Чем дальше я двигалась, тем больше понимала, что мне сейчас не хочется в этом быть — может, не время, а может, и вовсе не нужно. Однако я не сдавалась. Я уже давно интересовалась духовным развитием и подумала, что раз сама жизнь предлагает мне такой путь, то я попробую.

Я решилась на Таинство Крещения. Во время крещения я чувствовала себя, скорее, на каком-то светском мероприятии, нежели в храме: со мной вместе крестили десятерых детей, и их родители бесконечно щёлкали фотоаппаратами, желая запечатлеть важный момент... Не так я себе всё это представляла.

Второе разочарование настигло меня позже. Родители мужа очень радовались моему решению: свекровь счастливо объявила, что теперь за меня можно молиться, а я имею право причащаться. В тот момент меня пронзила мысль: мне это всё настолько неважно! Возникло ощущение, что я, во-первых, предала себя, а во-вторых, совершила какой-то жуткий обман. Со мной ни разу не случалось того, чтобы я оскорбила чьи-то религиозные чувства словами, но по прошествии нескольких лет мне всё больше кажется, что моё поспешное крещение стало невербальным оскорблением прежде всего моих собственных чувств».

Ну что? Должно быть, самое время заклеймить нерадивую овцу православными филиппиками на тему: ты что, не личность? не можешь за себя постоять? не понимала, куда и на что шла? Жила себе агностиком, так и оставалась бы им по гроб жизни. И вообще Святые Отцы учили, что… И батюшка на проповеди неоднократно увещевал, что… А Евангелие…

А Евангелие нас учит многому, но особенно двум вещам: любви и свободе. И для меня эта история прежде всего о том, как человека решили, пусть даже неосознанно, этой свободы лишить «для его же блага». Приходит девочка в чужую семью, и ей с порога: «А тебя что, даже в записку церковную не внести? Непорядок! С христианами жить - по-христиански выть!» Кто родился не вчера, тот в этом тексте может запросто увидеть ту часть айсберга, которая была скрыта под водой: регулярный вынос мозга, устрашения загробной участью, создание психологически невыносимых условий «или-или» и прочие домашние радости, что в конечном итоге выливается в богоборчество, причем со стороны агитаторов за светлую жизнь.

Как так? А очень просто. Вера — драгоценный дар отношений Бога с человеком. Мы понятия не имеем, какие отношения у Творца и стоящего перед нами «безбожника», поэтому все наши попытки воздействия сильной волей, которые по-простому выражаются в замполитовской фразе «Ты у меня, зараза, Родину полюбишь!» (только «Родину» в данном случае надо заменить на «Бога») - это постановка себя-миссионера на место Бога. И в результате мы имеем тысячи поломанных людей, которые ненавидят православие, потому что «мама велела», «теща приказала», «муж заставил». И при этом, как мы знаем, они при крещении плевали в сторону сатаны, и он им этого не забыл. И много чего еще.

Я понимаю желание повернуть мир лицом ко Христу, особенно после того, как у тебя появился личный опыт богообщения, и тебе ничего другого уже не надо, и ты сострадаешь всякому, кто этого не имеет. Ну так и давайте сострадать. Не 
кнутом, мечом и дубиной «всепобеждающей любви», а хотя бы по-человечески: плакать с людьми, когда им больно, радоваться с ними, когда им хорошо, помогать им, когда им тяжело. После этого, уверяю, они за нами сами ходить будут, чтоб мы им о Христе рассказали и чему-то научили. Опыт показывает. Люди сегодня изнемогают от отсутствия любви и цепляются за каждого, у кого она «долготерпит, милосердствует, сострадает, не ищет своего» и далее по тексту.

Иначе беда.