Мы питаемся Святым Духом…
09.01.2019
1726 просмотров
Найдено в Интернетах

Автор: священник Степан Берёзкин

Я решил поделиться с вами своим опытом и наблюдениями о том, как живут батюшки сельские и городские в России, вернее сказать, в Сибирском федеральном округе, потому что не знаю экономической жизни приходов в европейской части России; думаю, она всё же отличается от нашей. Не подумайте, что я как-то пытаюсь рассказать о нашей тяжелой доле – совсем нет, не поплакаться или пожаловаться я решил, а просто развеять некоторые мифы о том, как всё-таки живут попы.

Вот, например, есть миф о том, что мы получаем откуда-то зарплату «сверху». Ни с какого «верху» нам никто ничего не платит, все мы на самообеспечении и кормимся с тех приходов, на которых служим. Чтобы понять примерно доход того или иного храма, я делюсь с вами отчасти своей формулой. Формула проста: по статистике мы знаем, что 1% от населения регулярно посещает храм; если у нас в Подтёсово на сегодняшний день по факту чуть ниже 3 тыс. человек, то примерно 30 человек будут в воскресенье на Божественной Литургии. Средняя зарплата/пенсия у прихожан 20 т.р., от них 10% идёт на храм: здесь и панихиды, и сорокоусты, свечки и иконы, словом – пожертвования. В месяц такой храм, как у нас, имеет доход в 60 т.р., но это всё приблизительно, конечно. Есть особые месяцы – январь, например, или весенний месяц, на который выпадает Пасха и Вербное, – тогда доход выше, но не на 100%; есть и «глухие» месяцы – июнь/июль, в месяц может быть и 15 т.р. Если все пожертвования суммировать и раскидать на 12 месяцев, то примерно и выходят эти 60 т.р. Из этих денег идёт: малая часть на содержание епархии, текущий ремонт, помощь нуждающимся, электроэнергию, ГСМ, зарплаты, налоги по зарплатам и прочие расходы, остальное батюшке.

Есть разные подработки у батюшек (у меня это скотина, коровы, куры, кролики). Возможности выйти на работу, так чтобы на восьмичасовой рабочий день, не представляется. Причина банально проста: батюшка всем должен. Т.е. священник – это почти как какое-то беспозвоночное бесправное существо, которое всем обязано. Он обязан на приходе решать разные проблемы: финансовые, строительные, хозяйственные, межличностные. Посещать всякие мероприятия, вести беседы разные, к ним готовиться. Он обязан встать и приехать по звонку к умирающему, к уже мёртвому, обязан подстраиваться под удобное время тех, кто хочет кого-то покрестить или что-то освятить. Ему звонят утром, днём, ночью, и он обязан «висеть» на трубке часами и отговаривать кого-то от самоубийства, развода, аборта... Это не то чтобы психоаналитик, психотерапевт или соцработник, батюшка – это какой-то странный замес всего этого. Он обязан всем: епископу, прихожанам, людям, семье, встречному прохожему... От того, что он обязан всем, бывает так, что на семью его просто не хватает, и не хватает ему и денег на семью. От этого много разводов среди нашего брата. Как сказал мне однажды один (в бывшем очень хороший) священник: «Наши матушки или дуры полные, или люди святые. Ни денег, ни мужей».

Словом, те деньги, которые остаются от храмовых расходов, перепадают батюшкам и их семьям. Естественно, этих денег не хватает. Даже если бы я, например, все деньги забирал себе, то всё равно моя семья жила бы далеко ниже прожиточного минимума. И такая ситуация у многих, весьма многих настоятелей...

На что вы тогда живёте, спросите вы? Отвечаю: мы питаемся Святым Духом. Это происходит примерно так: ты не можешь, но ты стараешься любить людей, миловать их, как в той притче о неверном домоуправителе, а Господь не оставляет тебя. Вот приведу ряд примеров. Дом, который нашему приходу выделила администрация, нуждается в постоянном ремонте, он просто весь гнилой. Покосились у нас ворота, и я боялся, что крытый двор зимой под тяжестью снега может рухнуть на детей. Есть в посёлке человек, хороший человек, один из лучших сварщиков в районе, он переживает сейчас далеко не лучшее время в своей жизни, и я, как могу, помогаю ему, поддерживаю его, а он нашему дому в благодарность ворота сварил. Ну где бы я взял 50 т.р.!? Или вот, буквально на днях, позвонил человеку денег занять, а он мне одолжил 5 т.р., а потом просто подарил.

Бывает, святые подают. Однажды после службы подошел к иконе Святителя Николая и говорю ему: «Отче Николае, дай денег» – и всё, и пошел домой, на душе ну просто кошки скребли, потому что было совсем пусто в кармане и ниоткуда ничего в ближайшее время не предвиделось. На следующий день люди принесли, не помню точно, но вроде 20 т.р., как раз хватило на то, на что нужно было. Помню ещё, мы делали приходской дом. Деньги, которые собрали нам москвичи, закончились, встала стройка. Отслужил я службу, вытряхнули мы все деньги из кружек, оказалось где-то 8 т.р. с хвостиком, я поехал из посёлка в Лесосибирск домой, а по дороге заехал к одной очень бедной одинокой мамочке, староверке, и отдал ей все деньги, приехал домой пустым. На следующий день пришел перевод в 50 т.р., с пометкой «на котёл». Мы купили котёл и стали делать отопление.

Бывает и иначе, бывают дни испытаний, когда нужно идти и клянчить деньги или стройматериалы, объясняться, унижаться… В такие дни подмывает оставить службу, идти работать, как нормальные люди, трудиться и зарабатывать, иметь выходные, отпуска... Но кого сюда отправят, вернее кто согласится поехать туда, откуда выезжают люди? Кто будет бегать, хоронить, крестить, беседовать?.. Ведь священниками становятся всё меньше и меньше людей. Многие оставляют службу по причине или нищеты, или самодурства начальства. Конечно, если придёт кто-то на моё место, то я подвинусь, это точно, потому что как до хиротонии, так и после не считаю я себя достойным этого высокого сана. Ну а пока служу, людей кидать не хочется, да и нельзя так с людьми.

Так вот мы, попы сельские, и живём, и так продолжаются наши будни поповские. Не один я такой, многие, с кем я из батюшек поддерживаю общение, живут так же, а кто-то и ещё хуже. Например, о. Михаил из Анциферово – у него вообще один-два человека в храм ходят из 200 жителей. Такая вот она у нас жизнь, интересная и экстремальная)