На всё воля Божия или наша свобода?
28.11.2018
5412 просмотров
Найдено в Интернетах

Автор: священник Филипп Парфёнов
Источник: pretre-philippe.livejournal.com

В каком смысле будет корректно утверждать и понимать, что "на всё воля Бога" (фраза весьма заболтанная и могущая вызывать даже аллергию)? Учитывая то, что на грехи человеческие этой воли как раз нет, иначе не даны были бы заповеди и многие другие предостережения Писания?

Есть небезынтересные замечания по этому поводу в письме архим. Софрония (Сахарова) Д. Бальфуру (Афон, 30-31 мая 1936 г.)

…Можно сказать, в мире все без исключения совершается по воле Божией, и не будет ошибки. Однако, благочестивые люди никогда не переставали искать волю Божию. Здесь имеется в виду, конечно, воля Божия «благая, угодная и совершенная» (Рим. 12, 2). Способный совершеннее познавать сию последнюю – поставляется выше. На этом принципе построена Священная Иерархия (согласно свт. Дионисию Ареопагиту)…

Трудность искать волю Божию состоит в том, что нет внешних признаков, по которым с определенностью можно было бы решить этот вопрос. Ни благоприятно складывающиеся обстоятельства, ни, наоборот, скорби и трудности – не являются окончательным критерием…
Воля Божия нередко ведет на Голгофу. Кто это сознает, кто сам ходил этим путем, тот вряд ли решится быть настойчивым и повелительным.


На первый взгляд, начальная мысль о. Софрония может вызвать недоумение. КАК может ВСЁ без исключения совершаться по воле Божией, если на зло, на грехи человеческие ее как раз НЕТ? Но если он мог иметь в виду то, что Бог устроил этот мир по принципу свободы, которая неприкосновенна с Его стороны, тогда выражение «на все воля Божия» фактически означает «на всё свобода каждого», причем в той мере, в какой каждое разумное существо ее способно использовать (степени свободы у всех нас различные, как и стартовые позиции и судьбы каждого в целом). И тогда есть воля Бога по благоволению, когда произволение людей совпадает с замыслом Творца, и есть по попущению, когда это произволение греховно и Богом не благословлено.

Использование этой свободы может быть во благо себе и другим, и может быть во вред. Но в конечном счете, что есть благо и что вред в каждой конкретной ситуации, любой человек призван решить свободно, и здесь нет и не может быть очевидных и четких критериев. Где свобода – там и неопределенность, неоднозначность ситуаций с возможностью разных решений! Иначе свободы как таковой просто не было бы.

Но это бремя свободы для многих бывает непосильно, тягостно. И люди, как часто писал по этому поводу Н.А. Бердяев, готовы легко отказаться от свободы в пользу внешних авторитетов, правил, принципов. В этом случае они явно не дают действовать духу Божьему, они просто угашают его!

Фактически, искать волю Божию и исполнять ее означает наиболее эффективно и продуктивно использовать свою свободу, данную мне изначально Богом, свои таланты, врученные Им мне, во благо в каждой конкретной и неповторимой ситуации. И вот здесь настоящая проблема! Не в том она, что «шаг вправо, шаг влево – считается побег» (увы, некоторые склонны буквально представлять себе Бога как какого-то надсмотрщика-конвоира, готового подловить в малейшей ошибке), а в том, что не знаешь часто, как этой свободой воспользоваться! И идешь чаще всего либо по пути наименьшего сопротивления, по течению обстоятельств, либо уклоняешься просто от какого-либо действия, в то время как моё бездействие может быть вполне греховным и еще худшим, чем какое-то действие, но бывает и совсем наоборот, когда именно бездействие и молчание наиболее предпочтительны. «Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше» - весьма точно отражающая данную ситуацию поговорка. Но в любом случае, положительное исполнение воли Божией может быть только лично-прочувствованным и абсолютно свободным!

В этом же плане только и возможно понять и принять аскетическую рекомендацию об отречении от своей воли. Своя воля, свои убеждения изначально непременно наличествуют – иначе, от чего было бы отрекаться-то!? Далее, во имя чего или кого отрекаться, по каким мотивам? Во имя жертвенной любви, когда кто-то душу и жизнь свою полагает ради другого - вполне объяснимо. В то же время легко отречься от своей воли по обыкновенным человекоугодническим соображениям и в конечном счете потакать злу, страстям других людей, начиная с начальников. При этом вполне можно достичь большего веса и влияния, утешая себя тем, что свои способности на высшем посту раскроются лучше, пользы принесено будет больше и т.д. и т.п. Но будет ли исполнена воля Божия этим человеком, учитывая, что здесь в силу вступает другая поговорка – «С кем поведешься, от того и наберешься»? Вовсе не очевидно.
А бескомпромиссность, прямолинейность в поведении, неумение уступать – тоже не выход, поскольку другая крайность. Своей волей, даже если она кажется тебе самому и многим другим благой и чистой, согласной с волей высшей, ты можешь зажимать свободу других людей, не обязательно таких уж плохих и неразумных, но просто не понимающих и не разделяющих данную позицию, и тогда рискуешь нарушить фундаментальный этический принцип «не делай другому, чего не делал бы себе самому». В общем, «куда ни кинь, всюду клин» в виде принципа неопределенности. Но неопределенность непременно должна присутствовать, если нам действительно дана свобода.
Естественно, что неопределенность здесь будет с рациональной точки зрения при невозможности обосновать свой выбор логически. Но не с точки зрения Святого Духа. Которого в одной из молитв просят присутствовать в каждой мысли, в каждом слове, стремлении и побуждении... Только по практическим плодам впоследствии можно оценить, и то не сразу, поступал ли я действительно духовно или же просто как большинство людей, либо совсем не верующих, либо тех, у кого имя Его только на устах. Парадоксальным образом известное марксистское утверждение "свобода есть познанная необходимость" можно переосмыслить в христианском ключе: "свобода есть познанная мной воля Бога, ведущая к умножению Его благословений, мира и любви через Иисуса Христа во Святом Духе". Ибо - "всякий, делающий грех, есть раб греха" (Ин. 8: 34).